Освеженную лесную стратегию экологи повстречали в штыки
Жонглирование уровнями надзора может не приостановить перевоплощение девственных лесов в бизнес древесную породу. Фото Reuters
Правительство РФ обещает в четверг разглядеть новейшую Стратегию развития лесного комплекса до 2030 года, главные характеристики которой были озвучены на совещании главы правительства Миши Мишустина с вице-премьерами в пн. Экологи колеблются, что новейший документ сумеет без суровой денежной поддержки поменять ситуацию в лесном хозяйстве. Лесные ресурсы страны пока воспринимаются как неограниченный и малоконтролируемый ресурс для зарабатывания средств – как для «темных дровосеков», так и для местных и региональных чиновников.
Освеженная Стратегия в первый раз соединила две составляющие: экономическую, связанную с переработкой леса, и природоохранную, экологическую, связанную с воспроизводством лесных ресурсов, сказала в пн вице-премьер Виктория Абрамченко.
Главный упор изготовлен на повышении прозрачности отрасли за счет цифровизации. С 1 января этого года проводится опыт по внедрению системы прослеживаемости за движением древесной породы (см. «НГ» от 18.01.21). На втором шаге желают сделать единый электрический госреестр лесов. Уже модернизирована существующая информационная система ЛесЕГАИС.
Еще одним принципиальным направлением, по словам Абрамченко, является внедрение федерального лесного надзора. Планируется наделить Рослесхоз надзорной функцией, а в субъектах Федерации покажутся главные федеральные муниципальные лесные инспекторы, которых обещают снабдить современными девайсами для наблюдения. Это дозволит существенно понизить вред от нелегальных рубок и остальных лесонарушений, который добивается несколько 10-ов млрд рублей в год, произнесла вице-премьер.
Стратегия обязана переломить ситуацию и в восстановлении лесов. В стране накопилось наиболее 35 млн га, на которых не проведено лесовосстановление, и раз в год их становится еще на 450 тыс. га больше. Усиление роли региональных гослесучреждений, по мысли Абрамченко, обязано поправить ситуацию.
Также вице-премьер упомянула значимость контроля за лесопользованием и обеспечением справедливого доступа к сырьевой базе. По ее словам, за счет сотворения более подходящих критерий для внутренней переработки произойдет повышение вклада лесного сектора в ВВП страны в два раза от нынешнего уровня. «Добавленная стоимость, создаваемая лесным комплексом, обязана возрасти наиболее чем на 70%. Мы сможем прирастить объемы производства пиломатериалов на 55%, древесно-стружечных плит – на 30%, фанеры – на 40%, бумаги и картона – на 30%, древесных домокомплектов – на 60%. При всем этом мы сохраним и восстановим лесные ресурсы, богатство и гордость нашей страны. Лесистость местности Русской Федерации вырастет на 3%», – заявила Абрамченко.
Рослесхоз в пн сказал, что по результатам проводившейся с 2007 года инвентаризации установлено, что общий припас древесной породы в стране превосходит 102 миллиардов куб. м. При всем этом, по данным ведомства, «расчетная лесосека», другими словами размер древесной породы, которую допустимо заготовлять, чтоб обеспечить неистощительность лесов, за крайние пару лет в среднем составляет наименее 1% от общего припаса (другими словами 1 миллиардов куб. м. – «НГ»). В 2020 году, к примеру, размер фактической заготовки древесной породы достигнул приблизительно 220 млн куб. м.
Сплошная рубка леса, в особенности поблизости населенных пт, продолжает тревожить население,. На деньках в Карелии представители Минприроды разъясняли взволнованным жителям 2-ух поселков, что все в порядке, вырубка – не сплошная, все согласовано, никаких «темных дровосеков» нет.
«Незаконные рубки – это проблема-обманка, спойлер, обширно рекламируемая для отвлечения внимания общества от наиболее острых заморочек лесного комплекса. На самовольную заготовку древесной породы в коммерческих целях без разрешительных документов, без ведома и согласия контролирующих органов приходится приблизительно 3% от общего размера заготовки древесной породы в Рф, а главный вред русским лесам причиняют рубки легитимные, проводимые при наличии всех разрешительных документов, с ведома и согласия контролирующих чиновников, но при всем этом совсем бесхозяйственные», – произнес «НГ» управляющий лесного отдела «Гринпис» Рф Алексей Ярошенко.
«Неувязка работающей модели лесопользования состоит в том, что при ней лес рассматривается как природное месторождение древесной породы, а лесной комплекс – как ветвь добывающей индустрии. Новенькая Стратегия ничего тут принципно не меняет, фактически важных мер по переходу от бесхозяйственного лесопользования к настоящему лесному хозяйству в проекте новейшей Стратегии фактически нет», – гласит Ярошенко.
«Финансовая составляющая Стратегии все так же употребляет в собственной базе экстенсивную модель лесопользования, которая властвует в Рф с 30-х годов XX века. Эта модель ориентирована на пионерное лесопользование – получение древесной породы из малонарушенных лесов – и ведет к полному подрыву экологических функций лесов. Планируется поддерживать создание новейших производств в регионах Сибири и Далекого Востока и освоение сохранившихся первозданных лесов», – произнес «НГ» директор Лесной программки WWF Рф Андрей Щеголев.
«В малодоступных малонарушенных, девственных лесах не надо проводить учет деревьев, там не необходимы сотрудники лесной охраны. Основное – не мешать там естественным действиям. Эти леса вырастают тысячелетиями и процветали без Рослесхоза и Минприроды. А таковых лесов у нас около 250 млн га», – произнес «НГ» директор Лесного попечительского совета FSC Рф Николай Шматков.
В ответе на запрос «НГ» в Рослесхозе подтвердили, что в новейшей редакции Стратегии предусматривается усиление федеральной составляющей в надзоре за лесами. Не считая введения должности головного федерального муниципального лесного инспектора по субъекту РФ планируется ввести правовой институт административного обследования лесных участков, распространить федеральный надзор на дела в сфере транспортировки, хранения и переработки древесной породы. «Вкупе с тем лесная охрана и деятельность по патрулированию лесов остается на уровне регионов», – заявили в ведомстве. Созодать выводы о размерах доп издержек для воплощения федерального надзора там не взялись до подведения итогов проведения опыта.
«Новенькая Стратегия представляет собой еще одну фантастическую показуху и на практике быстрее натворит новейших бед, чем приведет к какому-нибудь положительному развитию. Ни о каком возврате к русской модели охраны лесов речи не идет: на начало нулевых в стране было 100 тыс. человек, чьи должностные обязанности были соединены с охраной лесов. На данный момент численность инспекторов немногим больше 20 тыс., но в лесу они бывают еще пореже, чем в прежние времена, – нужно готовить отчеты, в том числе и в электрическом виде», – отмечает Ярошенко.
При старенькой модели лесники практически кооперировали функции охранников и лесных рабочих. Основную часть средств лесхозы получали за счет доходов от различной лесохозяйственной деятельности. При сегодняшней модели, вроде бы ни делились возможности меж центром и регионами, лес охраняют инспектора-чиновники – работники либо органов управления лесами, либо подведомственных им учреждений. Это означает, что все издержки, связанные с их работой и содержанием, заранее ложатся на бюджет, гласит эксперт.
«По нашим оценкам, чтоб обеспечить мало нужное выполнение переданных регионам лесных возможностей, включая охрану лесов, суммарный размер лесных субвенций из федерального бюджета (другими словами тех средств, которые даются регионам на выполнение этих возможностей), должен составлять не наименее 100 миллиардов руб. в год. Но в 2021 году суммарный размер лесных субвенций субъектам РФ (согласно закону о федеральном бюджете) составляет 24,9 миллиардов руб., плюс 8,6 миллиардов руб. регионы должны получить на лес в рамках нацпроекта «Экология» (приблизительно на те же цели, что и субвенции). Другими словами не хватает для мало применимого выполнения переданных регионам лесных возможностей, включая лесную охрану, приблизительно 80 миллиардов руб. И это лишь для мало применимого уровня. Важного роста финансирования переданных субъектам РФ лесных возможностей в наиблежайшие три года, согласно 3-х летнему федеральному бюджету, не планируется – означает, и облагораживать охрану лесов будет в целом не на что. От того, что над данной нам системой покажется некий федеральный лесной надзор, что-то, быть может, и поменяется, но навряд ли значительно. Саму охрану лесов (патрулирование) в любом случае пока предполагается бросить регионам, федеральный центр возвращать эту мигрень для себя не желает (регионы, думаю, тоже дали бы ее с наслаждением)», – гласит Ярошенко.
Источник: