Окна нереальности. В галерее Ovcharenko началась выставка памяти Ивана Чуйкова
Из серии «Знаки б/у». Фото со странички галереи Ovcharenko в Facebook
В мае классику концептуализма Ивану Семеновичу Чуйкову исполнилось 85. В ноябре он погиб в Германии от последствий коронавируса. Его образ и его работы – неотъемлемая часть нынешних выставок, вот и на данный момент на ретроспективе Игоря Макаревича и Лены Елагиной в Столичном музее современного искусства есть большенный портрет Чуйкова, написанный Макаревичем на оконной раме как посвящение известной чуйковской серии «Окна», которую он начал в 1967-м и продолжал вести в новеньком тысячелетии. В проекте «Тень души, но заостренней чуток», что открылся в Мультимедиа Арт Музее как размышление о пандемийном годе, демонстрируют как раз изготовленные уже в 2000-х Чуйковым «Окна». Галерист Владимир Овчаренко сотрудничал с Иваном Семеновичем с 1990-х и на данный момент на Винзаводе открыл выставку «И красивый вид из окна» – весьма лаконичный конспект шагов творческого пути Чуйкова.
У входа на выставку – видеоинтервью: юный Олег Кулик дискутирует с Иваном Чуйковым на открытии выставки-инсталляции «Теория отражения 1». Галерея «Риджина» (сейчас – Ovcharenko), 1992 год, а задумана установка была, по словам художника, чуток не за 15 лет до того. Установка, находящаяся сейчас в коллекции Stella Art Foundation, – ядро сегодняшней эскпозиции. Над ней висят окна из серии «Знаки б/у» (представленной в «Риджине» в 2015-м), перед ней – эскизы работ для опять-таки знаковых серий «Окна», «Фрагменты» и т.д.
Установленные на постаментах 5 узеньких арочных окон – что зеркала кокоток либо строительные элементы каких-нибудь модерновых коттеджей. Но всё – не то. Фикция. Очевидный мираж, критика взора и различных отражений «действительности». Есть данность картины, при всем подобии не равная обычной действительности, картина у Чуйкова не открывает окно в мир, а принуждает задуматься о том, как на нас действуют образы и как критично мы готовы к ним относиться.
Эти арочные окна – игра в отражения, исследование восприятия: перед ними возникают нехитрые натюрморты, то «отраженные» в стеклах рисунком, то – вторым таковым же натюрмортом на той стороне стекла, то не без драматичности (не) обнаруживающие себя в написанном на стекле каком-то другом натюрморте… Варианты на тему. «Знаки б/у» – окна с большущими фрагментами то каких-либо супрематических фигур, то пятиконечной звезды, то даже свастики. Живописец тогда гласил в интервью, что до этого всего его заинтересовывали идейные знаки: «Наполняясь в различных ситуациях различными смыслами, они в конце концов теряют всякий символический смысл, но, напитавшись энергией нескончаемого использования, обретают ужасную, волшебную силу». На что способны вырванные из контекста, но известные фрагменты? Как окно с наглухо закрашенным силуэтом вермееровской «Девицы, читающей письмо у открытого окна» (в витрине лежит фото работы) может адресовать к первоисточнику, славному упоительно переданными чувствами наполненности места воздухом и светом? Концептуалисты переформатировали картину, превратив ее в объект, и этот ход, а именно, вскрывал языковую игру: объект – это вещь, сразу объект – однокоренное «объективности» слово. Объективности нет, есть вопросец восприятия, зазоров меж смотрением и видением, считыванием. Чуйков – живописец евро вида мыслей.
Установка «Теория отражения 1» и серия
«Знаки б/у» Ивана Чуйкова.
Фото Дарьи Курдюковой
У него фикция спорит с реальностью (навязанной кем бы то ни было), иллюзия – с несчастной объективностью. «Фикция есть то, что возникает меж произведением и зрителем», – как-то написал он. Картина никому ничего не обязана. Это было животрепещуще во времена неофициального искусства и зарождения столичного романтичного концептуализма. Это животрепещуще сейчас.
1-ая ретроспектива Ивана Чуйкова прошла в Третьяковке в 1998 году. В 2010-м его ретроспективу устроили в Столичном музее современного искусства (см. «НГ» от 11.11.10). Много лет прошло, почти все было изготовлено – и показано в той же «Риджине». Сейчас практически все наши большие музеи так либо по другому занимаются contemporary art – необходимо было бы создать новейшую ретроспективу. Та, 2010-го, завершалась «Лабиринтом»: зритель уносил из него таблички с надписью «Свободны». Искусство, само мышление Чуйкова были о этом.
Источник: