«Они ужаснее татар»: что гласили белорусы о запорожских казаках
Запорожские казаки, воспетые классической историографией как рыцари «свободной республики», в реальности различаются от общеизвестного вида. Какими же они были? Не славяне Вопросец происхождения запорожских казаков до конца не выяснен. Но безоговорочно одно: в их языке, одежке и виде жизни подозрительно много тюркского. Интересно, что живший сначала XVIII столетия один из первых летописцев истории запорожцев Григорий Грабянка выводил их родословную от хазар. А это рассуждения что ни на есть реального представителя казацкой старшины Гетманщины. Много сходства можно увидеть в виде казаков-запорожцев и турок-османов – яркий оселедец, отвислые усы, широкие штаны, кривая сабля. Например, на европейских картинах конца XVII – начала XVIII века встречаются изображения поверженных турок, которые по виду весьма напоминают запорожцев. Броско, что фольклорным олицетворением украинского народа является казак с совсем неукраинским именованием Мамай. На малороссийских лубках XIX столетия в его наружности быстрее проглядывают восточные, чем славянские черты. Историки подтверждают, что славянский элемент в запорожском казачестве стал преобладать только с начала XVII столетия, когда от гнёта магнатов в свободную Сечь стали массово стекаться притесняемые малоимущие обитатели Речи Посполитой. Пиратская республика Понятно, что Запорожских Сечей было около 10-ка, они появлялись и потухали в различное время и в различных местах. Но никаких оснований считать, что запорожцы имели свою государственность, нет. 1-ая Сечь, появившаяся на полуострове Хортица, была весьма умеренной. Беря во внимание род занятий запорожцев, вернее было её именовать Пиратской республикой. Например, таковой была Республика Сале – пиратский свободный город, существовавший на марокканском побережье с 1627-го по 1668-й год. Будто бы орда В украинской истории запорожцы – лихие молодцы, сражающиеся за свободу отечества. Но факты отрисовывают куда наиболее нелицеприятную картину украинского казачества. А именно, на совести запорожских рыцарей бессчетные злодеяния на землях Белоруссии. В «Баркулабовской летописи», составленной священником белорусского местечка Баркулабово Фёдором Филипповичем, запорожцы стают как бандитские шайки, нанятые польским королём для решения собственных военных задач. «Запорожцы величавую шкоду чинили, а пространство славное Витебск звоевали, злата-сребра огромное количество побрали, мещан учтивых порубали». Описывая подобные «подвиги» казаков, священник сравнил их с татарами, поставив в один ряд с известными ему злодеями: «Горше злых неприятелей, албо злых татар». А вот приводимый Филипповичем список нанесённого белорусским крестьянам вреда в одном из казацких набегов: «50 кабанов, 60 пудов мёда, 500 мер жита, полторы сотки яловиц (скотин), 500 кур и 300 возов сена». Это без учёта валютных убытков, выраженных в гулкой монете. Будто бы мамаева орда проехалась по белорусской деревне. Не жалели даже молодых Но куда больше шокировало Фёдора Филипповича дикость характеров запорожцев. В своём безобразии, по словам летописца, казаки дошли до того, что изнасиловали шестилетнюю девченку. Её полуживую обыватель вынес на руках, чтоб показать царскому посланнику, прибывшему усмирять запорожцев. Смотря на это ужасное зрелище, «вси люди рыдали», писал летописец. Герой украинского эпоса Северин Наливайко чинил не наименьшее беззаконие. В 1595 году он с двухтысячным отрядом захватил Могилёв, его люди сожгли в городке до 500 домов, а «мещан, бояр, людей учтивых так мужей, яко и жён, малышей малых побили, порубали, попоганили (изнасиловали. – Прим. авт.), скарбов теж незличоных побрали с крамов и с домов». «Всё это бесчинство в современной украинской историографии почему-либо называется «народним повстанням проти польсько-шляхетського панування під проводом Наливайка», – недоумевал украинский публицист Олесь Бузина. – Хотя был обыденный разбой, закончившийся для Северина четвертованием в Варшаве – заслуженной карой хоть какому маньяку, невзирая на его «историческое» значение». ₽ Допуск СРО за 1 денек! Взносы 0 руб. Новейший LEXUS RX по старенькым ценам И вашим, и нашим На Украине обожают рассуждать о злости Рф, но запамятывают, что ещё в 1618 году войска гетмана Сагайдачного, нанятые польским правительством, вторглись в пределы Российского королевства, чтоб посодействовать королевичу Владиславу занять столичный престол. Первым на пути двадцатитысячного запорожского войска запылал Путивль, за ним пали Ливны, Елец, Лебядин, Данков, Скопин, Ряжск. Даже современные украинские историки Александр Чувардинский и Анатолий Палий в собственной книжке «Гетман Сагайдачный» признают, что казаки убили «почти всех парней, дам и малышей до детского возраста». Сагайдачному удалось дойти до Арбатских ворот, где он был остановлен войсками Дмитрия Пожарского. Но не пройдёт и 18 месяцев, как гетман направит в Москву посольство с посланием, сущность которого заключалась в том, что Войско Запорожское хочет послужить русскому правительству. Особо Сагайдачный просил, чтоб «их сударь пожаловал, як собственных холопей». Казаки-каннибалы Когда в 1612 году ополчение Минина и Пожарского перекрыло в Кремле поляков и примкнувших к ним запорожцев, захватчиков ожидал неизбежный голод. В еду тогда шло всё: кошки, собаки, пояса, конская упряжь, книжки. Но когда завершилось и это, осаждённые стали есть друг дружку. Киевский негоциант Богдан Балыка, переживший эту осаду, оставил нам свои мемуары о столичном походе запорожских казаков. Он обрисовал, как его сограждане, дикие от голода, съели поначалу пленных, потом употребили в еду выкопанного из могилы бойца Воронца. Не провисел и часа на виселице казнённый за мародёрство казак Щербина – «пехота сразу отрезали и на штуки разрубали и искусали». Не кради Жизнь в Запорожской вольнице была строго регламентирована, в особенности наблюдали за нарушителями порядка. Зависимо от тяжести злодеяния применялись наказания и экзекуции. Убийство 1-го казака иным без промедления каралось смертной казнью. Самая ужасная – закапывание в землю живьём, в одном гробу совместно с убитым. Но если правонарушитель оказывался знатным казаком либо храбрым воякой, его могли помиловать и ограничиться штрафом. Очень осуждаемым злодеянием в Сечи было воровство. За небольшую кражу могли безжалостно посечь, а «за огромные вины разламывали руку и ногу». Запорожцы бранятся Языковеды подсчитали, что известное письмо запорожцев турецкому султану Мехмеду IV содержит 26 ругательств. До этого чем отправить войска на Запорожскую Сечь, султан выслал казакам требование покориться ему как властелину всего мира и наместнику бога на земле. В своём ответе запорожцы переиначили все бессчетные титулы султана, превратив их в глумливые оскорбления, сопровождаемые отборной ненормативной лексикой. «Який ти в чорта лицар, если голою сракою їжака не вб’єш» – вот одно из почти всех. Искупительный чуб Знаменитый запорожский чуб – оселедец, с одной стороны, был очень удобным решением вопросца гигиены. Почти все исследователи казачества считают, что обычай бриться наголо, оставляя одну только прядь волос, возник у казаков в процессе длительных военных походов: таковым образом они предотвращали вшивость. Иная версия говорит, что матёрый казак за всю свою жизнь копил столько грехов, что ада ему было не избежать. И по преданию, длиннющий чуб нужен был для того, чтоб милостивый Бог мог вынуть героя из преисподней. Казацкие «чайки» – 1-ые подлодки Некие историки разглядывают военные суда запорожских казаков, так именуемые «чайки», как макет современных подводных лодок. Конструкции неких «чаек» имели два дна, меж которыми располагали груз-балласт. Благодаря таковой индивидуальности судно глубоко погружалось в воду и могло незамеченным подойти к неприятелю. Конкретно перед боем балласт выбрасывался, и корабль во всеоружии представал перед изумлённым противником. В 1634 году доминиканский аббат Эмиллио Дасколи в «Описании Чёрного моря и Тартарии» увидел: «На море ни один корабль, вроде бы он ни был велик и отлично вооружён, не находится в сохранности, если, к несчастью, повстречается с «чайками», в особенности в тихую погоду. Казаки так отважны, что не только лишь при равных силах, да и 20 «чайками» не страшатся 30 галер падишаха, как это видно раз в год на самом деле».
Источник: https://russian7.ru/post/oni-khuzhe-tatar-chto-govorili-belorus/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com» target=»_blank» rel=»nofollow»>«Они ужаснее татар»: что гласили белорусы о запорожских казаках
© Российская Семерка https://russian7.ru/» target=»_blank» rel=»nofollow»>russian7.ru
Источник: