Патриарх Кирилл будет служить у алтаря Победы
Сейчас патриарх Кирилл сумеет поддерживать постоянные духовные и деловые контакты с управлением Минобороны. Фото с веб-сайта www.patriarchia.ru
Cовершив чин освящения собора Воскресения Христова в парке «Патриот» в Кубинке 14 июня, патриарх Столичный и всея Руси Кирилл объявил, что сам станет настоятелем этого храма. «Мною принято решение возложить на себя обязанности настоятеля этого святого храма. Это будет патриарший собор, и я буду иметь особенное попечение о совершении богослужения, о пастырской деятельности, которая будет совершаться в границах этого храма, вспоминая о том величавом значении и о той роли, которые имеют в жизни нашего народа Вооруженные силы», – заявил он. Но еще в мае 2019 года это служение было доверено главой РПЦ председателю Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископу Клинскому Стефану (Привалову). Почему же патриарх передумал?
Новейший собор – 3-ий по величине в Рф опосля храма Христа Спасателя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. Решение о его строительстве принято в 2018 году. На освящении закладного камня кроме патриарха Кирилла присутствовали президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу. Но на церемонии освящения, которую пару раз переносили в связи с опасностью распространения коронавируса, ни главы страны, ни премьер-министра Миши Мишустина не было. На последующий денек опосля церемонии пресс-секретарь президента Рф Дмитрий Песков заверил журналистов, что глава страны непременно посетит собор.
В общении с «НГР» управляющий Центра исследования религии и общества Института Европы РАН (Российская академия наук — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук) Роман Лункин увидел, что сегодняшнее настоятельство – отлично обмысленный шаг: «Этот храм – принципиальный не только лишь исторический, да и политический знак для нашего страны и власти. Конкретно потому патриарх Кирилл и решил стать его настоятелем. Сиим он показал, что кроме храма Христа Спасателя, головного собора Российской православной церкви, сейчас есть и «алтарь Победы».
«Став его настоятелем, патриарх, с одной стороны, показал, что это основной патриотический собор Рф, как того желали и Министерство обороны, и власти, а с иной – положил конец всем тем обсуждениям, которые велись вокруг храма во время его возведения, – считает Роман Лункин. – Ведь понятно, что и посреди православного духовенства было много тех, кто недоволен и наружным видом, и внутренним убранством храма. Сейчас священнослужителям будет тяжело критиковать собор, настоятелем которого является сам патриарх».
«Решение патриарха – это положительный сигнал в отношениях с Сергеем Шойгу» – такое мировоззрение «НГР» высказал 1-ый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Так как этот собор строился при самом активном участии министра обороны, тем патриарх решил показать, что у него красивые дела с министром и его ведомством, – считает эксперт. – Быстрее всего патриарх также рассчитывает на то, что благодаря этому решению может усилиться роль военного духовенства, станет наиболее активным партнерство с презентабельными органами, роль которых в Вооруженных силах РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) на данный момент довольно значима, и соответственно у РПЦ есть огромное желание наиболее тесновато сотрудничать с Министерством обороны». «Не думаю, что патриарх будет там нередко служить. Быстрее всего по каким-то огромным праздничкам, связанным с армией либо военной темой, к примеру, на 9 Мая, хотя это и не церковный праздничек, либо в Денек памяти Александра Невского», – представил Макаркин.
Напомним, что в апреле сделалось понятно: на мозаичном панно, посвященном Параду Победы 1945 года, есть портрет Иосифа Сталина. Против этого выступили Синод Российской православной церкви за рубежом и глава Архиепископии приходов российской традиции в Западной Европе митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето). Епископ Стефан (Привалов) совместно с председателем Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиереем Леонидом Калининым, в свою очередь, ничего отвратительного в портрете не узрели. Оба клирика посчитали «неосуществимым избежать присутствия Сталина в изображении Парада Победы 1945 года». Только опосля того как председатель Отдела наружных церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) с телеэкранов именовал Сталина «гонителем церкви, на совести которого кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) миллионов людей», панно было принято решение переработать.
Алексей Макаркин считает, что настоятельство патриарха навряд ли служит собственного рода «наказанием» Привалову за все те скандалы, которые аккомпанировали стройку храма. «Не думаю, что вопросец о Сталине либо Путине (панно с изображением президента тоже сначало предполагалось установить в соборе. – «НГР») решался на уровне Привалова. Другое дело, что когда пошла негативная реакция со стороны президента, то в ведомстве был запущен процесс пересмотра того, каким будет смотреться изнутри храм. А церковь не желала и не желает конфликтовать с Министерством обороны. Патриарх очевидно благоволит Шойгу. Может быть, решение патриарха стать настоятелем конкретно этого собора всю эту историю с мозаикой Сталина представляет как раз в обратном контексте. Ведь военные очевидно желали, чтоб Сталин находился в каком-то виде в храме, а почти все церковные деятели, посреди которых и духовенство Забугорной церкви, и не так давно присоединившейся парижской архиепископии, также некие священнослужители Столичного патриархата, выступили против этого. Все это сделало достаточно мощное напряжение в обществе. А на данный момент патриарх показал: невзирая ни на что, у него с министром красивые дела, и никакого напряжения меж ведомством и РПЦ нет», – заключил Макаркин.
По воззрению самого Привалова, патриарх постоянно был настоятелем воинского храма. «Патриарший собор – это практически собор патриарха Столичного и всея Руси, все другие священнослужители помогают ему в этом служении. Практически он просто обозначил то, что в заглавии собора заключено», – выделил архиерей в общении с ТАСС. Предстоятель РПЦ уже считается главой общины храма Христа Спасателя, священноархимандритом Новоспасского, Донского, Симонова, Высоко-Петровского и Заиконоспасского монастырей в Москве, подмосковных Троице-Сергиевой лавры и Новоиерусалимского монастыря, также Валаамской обители в Карелии и Соловецкой – в Архангельской области. Из всех перечисленных соборов и монастырей предстоятель РПЦ повсевременно совершает богослужения лишь в храме Христа Спасателя. Троице-Сергиеву лавру он посещает пару раз в год, непременно – на праздничек Святой Троицы. Правда, в этом году из-за пандемии коронавируса и огромного количества переболевших данной заразой в лавре обитель была закрыта не только лишь для верующих, да и для патриарха.
Некие, вообщем, подразумевали, что так как глава Столичного патриархата келейно провел торжество в своей резиденции в Переделкине, то так он готовился к встрече с Владимиром Путиным на освящении собора.
Дескать, соблюдал нужный двухнедельный карантин. Президент так и не приехал 14 июня в Кубинку, но понятно о этом сделалось лишь намедни церемонии освящения.
«Замечательно, что опосля десятилетий безверия, навязанного в нашей стране несуразным атеизмом, люд оборотился к вере, – произнес патриарх Кирилл в собственной речи опосля литургии. – Один из знаков исторического поворота народа, его Вооруженных сил от безверия к вере, от глупого бытия к осмысленному, и есть этот величавый храм. Храм не быть может лишь монументом, он – свидетельство веры тех, кто его строил. Мы молились сейчас, чтоб Господь оградил нашу страну от противников наружных и внутренних, чтоб он соединил нас силой веры. Мы знаем, что почти все войны побеждали с верой. Как мне гласили люди, воевавшие на передовой во время Величавой Российскей войны, не знавшие, возвратятся ли они: «В окопах под снарядами атеистов нет». Поэтому что вера в Бога дает надежду на бессмертие. Вера заполняет нашу жизнь силой, которая, по слову апостола Павла, сокрушает королевства и одолевает полки. В таковой гармонии силы вооруженной и духовной силы церкви, духовного и вещественного, муниципального и церковного, в мире и благополучии пусть протекает исторический путь нашего народа в будущее».
В чем мы можем быть буквально убеждены – что гармония меж церковными и муниципальными бюрократами сохраняется, по последней мере снаружи. Элитам принципиально показывать согласие в сегодняшних не самых обычных политических и соц критериях. Возможно, и в военном ведомстве, и в политической администрации с осознанием отнесутся к рвению патриарха замкнуть на себя управление всеми важными церковными структурами. Полководцы отлично соображают значение верховного главнокомандующего, даже если он не носит погоны.
Источник: