Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями
На ВДНХ в павильоне № 57 собрались фанаты интеллектуальных игр со всей страны.
Фото Артура Ложкарева
В российской столице состоялась первая Московская международная интеллиада – состязания среди любителей интеллектуальных видов спорта. На ВДНХ 16–17 ноября можно было не только поиграть в известные, полезные для развития мышления ума игры, такие как шахматы и шашки, но и познакомиться с тем, как «оттачивали ум» наши предки, а также с тем, во что играют в других странах. Полноправное место в ряду интеллектуальных видов в программе Интеллиады занял и киберспорт.
Впервые Интеллиаду провели в Пекине сразу после Олимпийских игр в 2008 году, и с тех пор этот формат становится все популярнее в мире. В России, где интеллектуальные игры развиты хорошо, намерены учитывать этот тренд и пытаются оставить за собой лидерство в подобных дисциплинах. «Идея проведения Интеллиады возникла из-за желания интеллектуальных видов спорта развиваться и завоевывать умы россиян, – говорит гроссмейстер, президент Московской федерации го Тимур Санкин. – Если каждый интеллектуальный вид спорта по отдельности – это один вагончик, то объединившись, мы становимся целым поездом, который может двигаться дальше, притом что изначально ставилась цель – войти в олимпийское движение. Такие события помогают объединяться интеллектуальным видам спорта. На этой первой Интеллиаде у нас большинство участников из Москвы, но есть и представители Хабаровска, Иркутска и других городов».
В Москве состязательную часть соревнований организаторы, в числе которых Москомспорт, решили совместить с развлекательной, превратив событие в большой фестиваль интеллектуальных видов спорта. А китайские мотивы в Интеллиаде прослеживались очень четко – церемония открытия началась с выступления артистов коллектива Asia Fusion, показавших шоу барабанщиков и танец большого льва, а также появления на главной сцене с напутствиями гостей из КНР, в числе которых была победительница тех самых первых пекинских интеллектуальных игр Фань Вэйцзин. Атташе по культуре посольства Китая в России Фэн Литао, пожелавший участникам соревнований успехов, открыл состязания ударом в гонг.
Весь второй этаж 57-го павильона ВДНХ в партнерстве с Московским дворцом пионеров был отдан под разные виды игр. Кроме знакомых всем классических шахмат, шашек можно было поиграть в их разновидности, например медвежьи шахматы и столбовые шашки. Огромен был выбор и менее распространенных пока в РФ игр, таких как калахи, гомоку, сёги, фатум, таврели, зерц. Кроме того, можно было сыграть в настольные игры – как всем известные, так и совсем новые, созданные несколькими российскими издательствами, которые представляли гостям фестиваля свои разработки. На специальных мастер-классах можно было узнать, во что играли в Древнем Египте, Древней Греции и Риме, а также на Руси в X–XIX веках. Нередко игры гостям представляли волонтеры в национальных или исторических нарядах – например, в доспехах римского легионера, традиционных русских, корейских или японских костюмах.
Двухдневное соревнование 16–17 ноября проводила Московская федерация го совместно с платформой «Спутник го». Шашисты участвовали в турнире «Семейные традиции» – состязались команды из одного ребенка (до 14 лет) и одного взрослого. В шахматной зоне Федерация шахмат Москвы устроила лично-командный блиц среди юношей и девушек до 13 лет и командные соревнования по быстрым шахматам среди школьников. «Меня всегда радует такой формат, который помогает развивать не только интеллект, но и хорошие отношения в семье, – рассказал журналистам международный гроссмейстер Эрнесто Инаркиев. – Меня самого научил играть в шахматы отец, я научил играть своего сына, и теперь это такое увлечение, которое мы втроем можем разделить. Я буду очень рад, если этот формат будет развиваться. Любая интеллектуальная игра – это интеллектуальное творчество. Как только удастся этот момент почувствовать, то обычно человек проносит эту любовь, увлечение через всю жизнь. И вот так получилось у меня. Мне кажется, очень важно развивать мышление, интеллект». Кроме того, в шахматной зоне состоялся сеанс одновременной игры с гроссмейстером Андреем Калачниковым. 17 ноября представители разных стран сражались за Кубок Интеллиады в самых популярных дисциплинах: го и шахматах.
В дни фестиваля международная школа «Алгоритмика» проводила лекции, занятия для детей и взрослых по робототехнике и использованию искусственного интеллекта, цифровизации и геймификации и киберспортивные дисциплины. Сама Интеллиада и все ее события были открытыми для всех желающих, как для профессионалов, так и для любителей.
В рамках Интеллиады состоялся и турнир по киберспорту, а также шоу матч – двоеборье, сочетающее компьютерную игру Dota2 1×1 и шахматы. «Интеллиада объединила множество талантливых, амбициозных, увлеченных людей, – говорит исполнительный директор Федерации компьютерного спорта Москвы Андрей Матросов. – Это не просто соревнование, но и возможность для обмена опытом, идеями, для того чтобы ощутить дух единения. Мы рады, что мы тоже включены в программу фестиваля, мы всегда продвигаем принцип, что киберспорт – интеллектуальный вид спорта, это спорт умных людей. С помощью него можно развить когнитивные навыки, способность быстро принимать правильные решения и командную работу». Профессиональные киберспортсмены на ВДНХ не только состязались друг с другом, но и провели для гостей состязания мастер-класс по Dota2. Организаторы и участники Интеллиады уверены, что это событие важно сделать традиционным. «Для развития интеллектуальных видов спорта нужна инфраструктура, – считает исполнительный директор Федерации шахмат Москвы Артем Ахметов. – Сейчас первую Интеллиаду мы проводим на ВДНХ, отличное помещение, где можно собрать много гостей, зрителей, и получается большой праздник. Подобная площадка, может быть, чуть меньше, необходима интеллектуальным видам спорта, чтобы они развивались. В коллаборации, когда будут объединены усилия, может быть получен очень хороший результат. Тогда интеллектуальные виды спорта будут иметь свой дом, не нужно будет искать площадки, где собирать активистов, появится своя точка притяжения, куда смогут люди приходить, играть, где можно будет создавать комфортные условия для развития наших дисциплин».
Источник: