«Петя и волк» возвратились в Молодежный театр в компании «Володи-музыканта»
Три волка – валторнисты-мотоциклисты и пионер Петя (Прохор Чеховский). Фото с веб-сайта www.ramt.ru
Русский академический молодежный театр (РАМТ) в этом сезоне отмечает 100-летний юбилей и в рамках празднования обращается к собственной истории, памятуя первого директора и проекты, ею инициированные.
Наталия Сац – человек знаменитый, без преувеличения, – стала директором РАМТ в 18 лет (!) и до конца жизни была предана детскому театру, основала единственный в мире Детский музыкальный театр, который сейчас носит ее имя, выдумала сотки проектов, давала работу композиторам, стимулируя возникновение новейших и новейших партитур.
Самое известное сочинение по заказу Сац написал Сергей Прокофьев. Его незатейливая музыкальная притча «Петя и волк», сделанная сначала с образовательной целью (знакомство с музыкальными инструментами), за прошедшие с ее премьеры 85 лет сразила весь мир. Вообщем, прокофьевский музыкальный язык настолько обаятелен и остроумен, что по другому и быть не могло. За прошедший век у «Пети и волка» возник лишь один соперник, либо, вернее, союзник – «Путеводитель по оркестру» Бенджамина Бриттена (к слову, идет по соседству в Большенном театре).
Оказалось, что сначало спектакль состоял из 2-ух частей и также включал музыкальную сказку «Володя-музыкант» Леонида Половинкина (в то время заведующего музыкальной частью и дирижера театра), которую поняла совершенно другая судьба – безызвестность: партитура, и та не была издана, рукопись осталась в архивах, но не была, к счастью, утеряна.
Меж тем в музыке Половинкина ощущается не плохая школа (он выпускник Столичной консерватории), вступление к его симфонической притче ясно вызывает в памяти «Похвалу пустыне», вступление к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – живописную картину тихого лесного утра. Володя, герой сказки Половинкина, пастушок, виртуозный «на дуде игрец», тут – на британском рожке в лице известного гобоиста и тоже собственного рода сказочника, создателя блистательной книжки о оркестре Владимира Зисмана. Папа дарует Володе скрипку, и он, самоучка, осваивает этот расчудесный инструмент (здесь в дело вступает скрипач Нурлыбек Абылай) – так, что даже скотины заслушиваются. В один прекрасный момент начал двигаться дождик, и струны у скрипки лопнули. Но нашелся 2-ой набор, и нехитрый драматический конфликт оказался разрешен, все участники (Володя, лесные жители и стадо) остались довольны. А совместно с ними и зрители.
Основной режиссер РАМТ и постановщик спектакля Егор Перегудов работает с сиим материалом в ироническом ключе: на музыкантах «Персимфанса» маски звериных и птиц, текст читает хор пионеров (Володя – тоже пионер), «звериные» едят травку (практически), мычат (фигурально, при помощи виртуозных пассажей у тромбонов).
В «Пете и волке» артисты взмывают и порхают над сценой – правда, не весьма ловко, но все таки: птичке (флейтист Константин Ефимов) положено летать, ну и кошка (классного притягательности и пластики кларнетист Евгений Бархатов) ползает по дереву. Ну а утка обязана плавать – и гобоистка Софья Гришина бесстрашно садится в ванну с водой. Дедушка-ворчун (фаготист Миша Шиленков) передвигается на кресле и аккомпанирует трио молодых медсестер. Охотники-ударники без разбора «палят» по оркестру (он оживает), а трио валторнистов-волков оказывается виртуозами-мотоциклистами.
Музыкальный управляющий «Персимфанса» Петр Айду добавил в партитуру некие шумовые инструменты из собственной коллекции, которые добавили тембрового контраста и деликатно были вписаны в партитуру и спектакль.
Совершенно по-своему символично роль в этом проекте конкретно «Персимфанса» – оркестра без дирижера, детища русского авангарда 1920-х, хотя к моменту премьеры этих спектаклей уже прекратившего существование (воссоздан в 2008 году). Для акустического эффекта – и для музыкального критика – это событие неописуемой ценности: в зале сняли ковровое покрытие, и оркестр звучит замечательно. А вот актрисе Дарье Семеновой иногда приходится туго – ее перекрикивают малыши из зала, но в их азартном диалоге есть своя красота.
Дарья Семенова играет Наталию Сац, она, как и ее макет 85 годов назад, читает сказку «Петя и волк», но на данный момент – паря над сценой, совершенно как голубая птица парит над ее музыкальным театром, неуловимый носитель счастья.
Источник: