Победителем сетевого турнира Chessable Masters стал Уэсли Со
На фото Уэсли Со. Фото сайта chess.com
Начнем с напоминания о том, что победителем Кубка мира стал польский гроссмейстер Ян-Кшиштоф Дуда, обыгравший в финале россиянина Сергея Карякина. Однако скучать шахматным болельщикам не пришлось. Ведь еще до завершения сражений, проходивших в Красной Поляне, начался Chessable Masters – турнир так называемой чемпионской серии, в котором (впервые с начала ее проведения) не участвовал по вполне уважительной причине чемпион мира Магнус Карлсен.
Острые и во многом непредсказуемые сетевые сражения начались уже в матчах 1/4 финала, в наиболее интригующем из которых Владислав Артемьев – блистательный игрок в молниеносные шахматы – обыграл на тай-брейке сильнейшего блицора планеты Хикару Накамуру. В результате в глазах мирового шахматного сообщества молодой россиянин превратился едва ли не в главного фаворита завершающей стадии этого турнира, однако на пути Владислава к победе в соревновании стоял в полуфинале Уэсли Со – американский гроссмейстер филиппинского происхождения, на счету которого значится множество ярких побед, в том числе и над Магнусом Карлсеном.
Как известно, легко критиковать и давать советы, наблюдая за игрой со стороны, но все же очень смелые, а по сути, безрассудные действия Артемьева во второй и третьей партиях первого сета вызывали у его болельщиков не восхищение, а скорее досаду. И хотя в первой из этих партий нашему гроссмейстеру удалось чудом спастись, общий счет мини-матча – 2,5:1,5 – оказался в пользу американца. Впрочем, после того как второй сет начался с победы Владислава, стало казаться, что ничто для него еще не потеряно. Увы, Со сохранил хладнокровие и смог сразу же отыграться, а в четвертой партии Артемьеву, добившемуся небольшого преимущества в окончании, так и не удалось воспользоваться своими шансами.
В другом полуфинале, в котором встречались обучающийся сейчас в США уроженец Вьетнама Ле Куанг Льем и Левон Аронян – один из главных фаворитов турнира, происходили куда более драматические события. Вьетнамский гроссмейстер, буквально разгромивший в четвертьфинале другого фаворита – выступающего сейчас под французским флагом экс-иранца Алирезу Фируджу, обыграл затем в первом сете со счетом 3:1 и самого Левона, отчего стало казаться: то, что поначалу представлялось чудом, может вылиться в восхождение новой шахматной звезды. Этот взгляд на происходящее подкрепили события, произошедшие на старте второго сета. Ведь после стартовой победы Ле Куанг Льему было достаточно для выхода в финал сделать хотя бы одну ничью в двух оставшихся партиях «основного времени». Однако он, испытывая изрядное волнение, сначала умудрился проиграть мертво-ничейное ладейное окончание, а затем на 38-м ходу четвертой партии в явно лучшей для себя позиции пошел не тем путем и позволил Левону выиграть сет и перевести выяснение отношений в режим тай-брейка.
Комментируя события, происходившие в этой партии, невольно хочется употребить такие выражения, как «череда ошибок», «блеск и нищета молниеносных шахмат» и даже «хорошо смеется тот, кто смеется последним». Судьбу поединка должен был решить армагеддон, в котором белые фигуры, а значит, и необходимость выигрывать по заказу принадлежали вьетнамскому гроссмейстеру. Долгое время казалось, что сухие и четкие действия Ароняна позволят черным причалить к победной для них мирной гавани, но когда дело дошло до слонового окончания «три пешки против трех на одном фланге», на часах у каждого из соперников оставались считаные секунды. И именно от этого фактора – от того, у кого первого эти секунды истекут, а отнюдь не от оценки позиции на виртуальной доске – стал зависеть исход всего сражения. И богиня Фортуна, по ходу второго сета изрядно задолжавшая вьетнамскому гроссмейстеру, решила вернуть накопившийся у нее долг…
…Начало финального матча проходило под диктовку Уэсли Со. Казалось, мастерство и уверенность экс-филиппинца лишили его вьетнамского оппонента каких-либо шансов на успех, о чем свидетельствовал и итог первого сета – 2,5:0,5. Впрочем, обе свои победы Со одержал то ли благодаря тонкому проникновению в психологию соперника, то ли простой удаче. Ведь в обеих проигранных им партиях Ле Куанг Льем допустил одну и ту же принципиальную ошибку: недооценил атакующие возможности соперника и зевнул (причем в разных вариантах «испанки») пусть и весьма элегантные, но не слишком сложные жертвы фигуры, давшие белым решающую атаку.
Иными словами, во втором сете болельщики не ожидали увидеть ничего слишком интересного. Однако уже его стартовая партия превратилась в захватывающее зрелище! Вьетнамский гроссмейстер очень интересно (и сильно!) разыграл белыми дебют, пошел на позиционную жертву двух фигур за ладью и развил сильнейшую атаку. Но Со изобретательно защищался и парировал прямые угрозы, сочтя, что полностью отбил азартный натиск соперника. Думается, именно это обманчивое впечатление и породило его фатальный промах на 25-м ходу, после которого атака белых должна была стать решающей. Собственно, партию белые в конечном счете выиграли, но на пути к успеху грубо ошиблись, предоставив сопернику не использованную им возможность дать на 30-м ходу вечный шах. Впрочем, отмечая все эти оплошности, нельзя забывать, что гроссмейстеры, располагая всего пятнадцатью минутами основного временного капитала с автоматическим добавлением десяти секунд после каждого сделанного хода, не могут (в отличие от болельщиков и комментаторов) пользоваться компьютерными подсказками, что побуждает нас не иронизировать, а скорее восхищаться весьма высоким уровнем принимаемых ими решений.
Вторая партия сета, которую вплоть до своего 43-го хода Уэсли Со проводил очень сильно, едва не стала переломной в психологическом плане. После головоломных осложнений белые добились абсолютно выигрышного положения и могли победить, сделав один из нескольких не слишком хитрых ходов, но вместо этого решили парировать самым простым и естественным путем главную угрозу находившегося в остром цейтноте соперника. Однако у черных нашлась альтернативная возможность, обеспечившая им благодаря вечному шаху чудесное спасение!
После этого вьетнамский гроссмейстер, похоже, уверовал в свою звезду и очень решительно разыграл начало третьей партии, надеясь добить раздосадованного соперника. Однако на дебютный сюрприз со стороны Ле американец отреагировал великолепно, перехватил инициативу и, как казалось, был близок к победе. Но после его ошибки на 30-м ходу инициатива перешла к белым, что в конечном счете их и сгубило. Спустя шесть ходов белые могли форсировать ничью, однако обманчивое впечатление, созданное двумя их далеко продвинутыми проходными, сыграло с вьетнамским гроссмейстером злую шутку. Он решил продолжить борьбу и пропустил решающую контратаку соперника.
Счет в сете сравнялся, и для того, чтобы перевести борьбу в режим тай-брейка, Ле должен был по заказу выигрывать четвертую партию черными фигурами. Завязать борьбу и даже перехватить инициативу ему удалось, но довести начатое до конца – нет. В результате – победная для Уэсли Со ничья. Вторым остался Ле Куанг Льем, а третьим стал Владислав Артемьев, победивший Левона Ароняна в «утешительном финале».
Между тем в шахматной столице США – городе Сент-Луис – стартовал традиционный очный турнир по рапиду и блицу, представляющий собой своеобразное двоеборье. На этот раз – в связи с ковидными проблемами, ограничивающими трансатлантические перемещения, семеро из десяти приглашенных в него гроссмейстеров проживают сейчас в США. Это (в порядке убывания быстрого рейтинга) Хикару Накамура, Леньер Домингес, Уэсли Со, Фабиано Каруана, вьетнамец Ле Куанг Льем, Джеффри Шонг и Сэм Шенкленд, а также «иностранцы» – Шахрияр Мамедьяров (Азербайджан), Петр Свидлер (Россия) и Рихард Раппорт (Венгрия). Неприятной для европейцев особенностью этого соревнования является крайне позднее (с нашей точки зрения) начало туров, делающее маловостребованными прямые сетевые трансляции. Так или иначе, но в ночь со среды на четверг были сыграны первые три тура быстрого соревнования, по итогам которых лидерство захватили Каруана и Домингес, на полшага от которых отстают Со и Накамура.
Источник: