Почему вырастают биржевые цены на бензин
Фото pixabay.com
Оптовые цены на бензин в Рф достигнули наибольших значений в этом году и как минимум сравнялись с уровнем мая прошедшего года, хотя нефть на данный момент еще дешевле. Феноминальная ситуация сложилась по нескольким причинам, посреди которых — непрогнозируемое повышение спроса, период летних отпусков и завышенный спрос на передвижение на личном транспорте, ремонты НПЗ, также отрицательная экономика нефтепереработки из-за демпфирующего механизма.
Специалисты в отрасли отмечают, что НПЗ в мае снизили создание — частично из-за ремонтов, частично пытаясь приспособиться к падению спроса на горючее в итоге карантинных мер.
По словам управляющего напарника компании Petroleum Trading Максима Дьяченко, «на данный момент рынок нефти и нефтепродуктов находится в ситуации экстремальной неопределенности, которой не было никогда исторически. Поначалу в апреле спрос на нефтепродукты в Рф свалился на 70%, все были в режиме изоляции, никто из дома не выходил, машинки на улице не ездили, производители к этому оказались не готовы. Практически продукт некуда было отгружать, были забиты склады, продукт стоял в цистернах на путях, фабрики уже были близки к остановке. На этом фоне, естественно, регуляторы приняли решение о понижении переработки, выслали фабрики на ремонты. Опосля того как так же нежданно, как все ушли на изоляцию, всех разом выпустили, резко возник спрос, при этом на уровне больше, чем в 2019 году».
Беря во внимание низкие экспортные котировки и необходимость уплачивать демпфер в бюджет, создавать горючее в ряде всевозможных случаев было нерентабельно.
Введение демпфирующего механизма, призванного сглаживать воздействие наружной конъюнктуры на цены внутреннего рынка, обернулось в 2020 году убытками для нефтепереработки. Для преодоления данной ситуации в критериях временного падения спроса на моторные горючего были снижены неотклонимые объемы реализации нефтепродуктов через биржу, также введен запрет на импорт моторных топлив, что привело к росту крупнооптовых цен.
Сначало цены выросли некординально. Но параллельно принятому решению стал восстанавливаться спрос, что в критериях ограничения предложения как со стороны российских производителей, так и со стороны импортеров еще посильнее подстегнуло рост крупнооптовых цен, который потом транслировался в мелкооптовый сектор.
Почти во всем конкретно ручное управление рыночными параметрами привело к тому, что, с одной стороны, по искусственным причинам произошел значимый рост цен в оптовом секторе, а с иной, появилась ситуация, при которой нефтяные компании не смогли корректно спланировать нужные объемы поставок на внутренний рынок.
При всем этом невзирая на то, что в рамках демпфирующего механизма были снижены неотклонимые объемы реализации нефтепродуктов через биржу, некие участники топливного рынка продолжили нести принятые на себя социальные обязательства. К примеру, «Роснефть» реализует на «Санкт-Петербургской интернациональной товарно-сырьевой бирже» 17% автобензинов при сниженном нормативе в 5%. Размер производства автобензинов компанией сравним с аналогичным периодом 2019 года.
Меж тем со стороны независящих игроков розничного рынка нефтепродуктов звучит недовольство, и конкретно тогда, когда ситуация на рынке вынуждает их выходить из зоны удобства. В первом квартале 2020 года независящие АЗС получили сверхприбыли благодаря обвалу глобальных цен на нефть. Экспортная пошлина снизилась и потянула за собой и цены в опте. При всем этом в рознице стоимость оставалась постоянной. Выходит — брали задаром, а продавали прибыльно.
Очередной принципиальный момент: отрицательная экономика нефтепереработки на русских НПЗ наращивает для нефтяных компаний соблазн продавать горючее на экспорт. К примеру, по данным ЦДУ ТЭК, в мае 2020 года «Сургутнефтегаз» прирастил экспорт практически на 26% по сопоставлению с аналогичным периодом прошедшего года, ЛУКОЙЛ — практически на 210%, «Газпромнефть» — на 107%. В тот момент, когда в стране сжалось создание горючего ввиду неопределенности спроса в критериях коронавируса, экспортные поставки усилили «вымывание» автобензинов с внутреннего рынка.
«В себестоимости бензина на нефть приходится только около 30%, тогда как остальное — на налоги. Конкретно они не разрешают горючему реагировать на конфигурации рыночной конъюнктуры. На теоретическом уровне чем ниже будет налоговая составляющая, тем гибче станут цены, а означает, и у розницы покажется возможность сокращать цены», — отмечает директор Академии управления деньгами и инвестициями Арсений Дадашев.
«Отмена твердых ограничительных мер в Рф привела к росту спроса на сырье, к чему НПЗ были очевидно не готовы: в протяжении крайних месяцев они размеренно снижали объемы выпуска на фоне падения продаж, — констатирует эксперт. — Таковым образом, резкий рост оптовых цен на бензин является временной реакцией на фундаментальные конфигурации, и в скором времени, по мере наращивания производства и устранения недостатка горючего, ситуация обязана стабилизироваться».
«Вначале говорилось о том, что демпфер был сотворен, когда цены на нефть росли, и практически модель была сотворена для того, чтоб восполнить нефтяным компаниям убытки, которые они получали от реализации бензина и дизельного горючего на внутрироссийском рынке. К огорчению, та модель не учитывала то, что цены могут вдруг резко свалиться, — гласит вице-президент Независящего топливного союза Дмитрий Гусев. — Видимо, на тот момент Минэнерго, Министерство денег, которые согласовывали данную модель, не представляли такового сценария и, соответственно, заложили ту бомбу, которая практически у нас на данный момент есть».
«Соответственно, при резком падении цен на нефть у нас вышла таковая ситуация, что не нефтяникам нужно восполнить их убытки по реализации нефтепродуктов в Рф, а нефтяники должны доплачивать за любой произведенный литр, тонну бензина и дизельного горючего, — отмечает он. — Механизм демпфера сделал практически ту ситуацию, когда переработка и создание бензина снутри Рф стали нерентабельны».
Источник: