Почему выжили астронавты корабля «Альянс МС-10»
11 октября на космодроме Байконур состоялся очередной пуск. На орбиту был должен отправиться корабль «Альянс МС-10» с астронавтами Алексеем Овчининым и Тайлером Хейгом. Корабль был должен добраться до МКС по «укороченной» шестичасовой схеме за счёт активного маневрирования на орбите.
Но планам помешала трагедия. Рассказываем, как это вышло, как астронавтам удалось выжить и к чему всё это приведёт для русской астронавтики.
Как произошла трагедия
Астронавты должны были провести на орбите 187 суток. Экипаж отправился в сокращенном составе (двое заместо троих), так как пуск модуля «Наука», который будет обеспечивать расширенную программку тестов, перенесли. Заместо третьего астронавта на борту корабля расположили контейнер с продуктами.
Старт Союза МС-10
«Альянс МС-10» провожали глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин и админ NASA Джим Брандерстайн. Опосля старта должны были состояться переговоры по вопросцу российско-американского сотрудничества в проекте строительства обитаемой станции «Лунная орбитальная платформа-шлюз» (Lunar Orbital Platform-Gateway, LOP-G), развертывание которой начнётся в октябре 2022 года. Но действия развивались совершенно не по плану.
Ракета-носитель «Альянс-ФГ» была запущена с 1-й площадки космодрома («Гагаринский старт») в 11:40 по столичному времени. Сначала всё шло совершенно, но на 123-й секунде полета, при отделении первой ступени носителя (боковых блоков) от 2-ой ступени (центрального блока), что-то вышло. Корабль очень затрясло, и сработала система аварийного спасения (САС): она отключила движки ракеты и «отстрелила» от неё корабль. Потом от корабля отделился спускаемый аппарат, который приземлился под своим парашютом в казахстанской степи. Астронавты испытали перегрузку до 6 g — в границах нормы.
К спускаемому аппарату здесь же отправилась группа спасателей. Экипаж перевезли на вертолёте в Жезказган и опосля мед обследования транспортировали на Байконур. Сейчас астронавты Алексей Овчинин и Тайлер Хейг прибыли в Звёздный городок.
Спускаемый аппарат опосля аварийного приземления
Пока ещё рано созодать выводы о причинах катастрофы, но, по подготовительным данным, один из боковых блоков не отделился штатно из-за сбоя в дренажно-предохранительном клапане бака окислителя и стукнул по центральному, вызвав его разгерметизацию и утрату пространственной ориентации. Технические подробности предстоит узнать Гос комиссии. До окончания её работы все пилотируемые пуски приостановлены.
Такое бывало и ранее
В российскей астронавтике уже случались похожие инциденты.
5 апреля 1975 года корабль «Альянс-18» с Василием Лазаревым и Олегом Макаровым на борту не сумел добраться до орбиты из-за того, что 3-я ступень ракеты не отделилась от 2-ой. В итоге на 261-й секунде полёта САС «отстрелила» корабль, при всем этом астронавты испытали перегрузку в 20 g (норма составляет до 8 g). Спускаемый аппарат приземлился на заснеженном склоне горы Теремок-3, к юго-западу от городка Горно-Алтайска. Экипаж удалось эвакуировать лишь через день.
26 сентября 1983 года при запуске «Союза Т-10» с Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым начался пожар на ракете-носителе. По команде из бункера управления была задействована САС, которая практически сорвала корабль с верхушки ракеты, уведя его ввысь и в сторону от гибнущей ракеты; астронавтам пришлось пережить перегрузку в 10 g. Спускаемый аппарат приземлился в 3,7 км от стартового комплекса 1-й площадки, который очень пострадал — на его восстановление потребовалось 18 месяцев.
Система, которая выручила астронавтов
Три раза система аварийного спасения выручала астронавтов, доказав свою высшую надёжность. Её разработка началась в бюро Сергея Королёва ещё в 1963 году. Проектом занимались отделы № 3 и № 11 ОКБ-1 под управлением Константина Бушуева и Сергея Крюкова. Так как спускаемый аппарат корабля «Альянс» находится не сверху корабля, а под бытовым отсеком, который отбрасывается перед обычным возвращением на Землю, необходимо было отделить весь головной блок.
Схема САС «Союза»
САС представляет собой стартующий с аварийной ракеты аппарат, который состоит из уводимой части корабля (спускаемый аппарат и бытовой отсек), головного обтекателя и порохового мотора увода. Пороховая двигательная установка с верхним блоком сопел устанавливается на головной обтекатель. Корабль соединяется с головным (распологающемся в голове) обтекателем 3-мя опорами, которые упираются в нижний шпангоут бытового отсека. На этом шпангоуте и висит спускаемый аппарат. Не считая того, для сохранения стойкости в полёте на обтекателе установлены четыре решетчатых стабилизатора.
Схема срабатывания САС «Союза» достаточно оригинальна. Она вводится в дежурный режим за пятнадцать минут до старта и отвечает за спасение корабля и экипажа 1-ые две минутки полёта — до отделения боковых блоков и сброса головного обтекателя. Если в течение этих минут происходит трагедия, САС выключает движки ракеты-носителя, делит галлактический корабль и фиксирует опоры, которые задерживают спасаемые части корабля снутри головного обтекателя.
Дальше делится поперечный стык в средней части обтекателя и раскрываются решетчатые стабилизаторы. Сразу запускается главный твердотопливный движок, потом врубаются управляющие движки, которые уносят головной блок подальше от ракеты. На верхушке линии движения происходит отделение бытового отсека от спускаемого аппарата, опосля чего же на крайнем выводится парашют.
Если трагедия случится на огромных высотах, когда головной обтекатель уже сброшен, то корабль без помощи других разделится на отсеки, спускаемый аппарат сходу войдет в атмосферу и приземлится в штатном режиме. Возможно, это и вышло с «Союзом МС-10».
Удар по репутации
Очевидно, трагедия воздействует на последующие планы по развитию российскей и мировой астронавтики. На данный момент на орбите находится экипаж «Союза МС-09» в составе Сергея Прокопьева, Александра Герста и Серины Марии Ауньён-Ченселор. Управляющий миссии МКС в NASA Кенни Тодд заявил, что астронавтам придётся остаться там до января 2019 года, хотя ранее предполагалось, что они возвратятся домой в декабре 2018-го. Если к тому времени пилотируемые пуски не возобновятся, МКС некое время будет летать в беспилотном режиме.
Возможно, на полгода будет перенесен пуск лабораторного модуля «Наука» (МЛМ-У), ведь конкретно экипаж «Союза МС-10» был должен начать подготовку к его приёму. А это безизбежно скажется на программке исследовательских работ.
Глава Роскосмоса с астронавтами
Хотя система аварийного спасения показала, что «Союзы» остаются самыми надёжными галлактическими кораблями и обеспечивают сохранность экипажа даже на самых небезопасных участках линии движения, по репутации российскей астронавтики нанесён больной удар. Естественно, NASA не откажется от сотрудничества с Россией по МКС и иным проектам, но его управление, пользуясь случаем, наверное прирастит финансирование строительства новейших пилотируемых кораблей Orion, Starliner и Dragon V2, что дозволит им полететь в космос в последующем году. Опосля этого Роскосмос утратит монополию на доставки экипажей на МКС.
Охото надежды, что трагедия станет уроком для управления Роскосмоса и принудит пересмотреть отношение к накопившимся дилеммам отрасли. Наша страна обязана оставаться фаворитом в пилотируемой астронавтике.
Источник: www.mirf.ru
Источник: