«Поле» Айтматова без смены декораций
Одну героиню в спектакле играют несколько актрис. Фото пресс-службы театра
В базе первого в сезоне спектакля «Практики» – повесть Чингиза Айтматова «Материнское поле». Кровоточивый чувственный текст о искалеченной войной жизни киргизской крестьянки Толгонай в интерпретации Марины Брусникиной стал метафорическим повествованием о том, как память преломляет прошедшие действия и, предвосхищая, высвечивает особым светом действия будущие.
«Поле» – о том, как бессильно отчаяние перед величием силы жизни. О том, как отлично то, что может невыносимо очень болеть и причинять мучения. Спектакль «Поле» мог бы полноправно называться «Жизнь», поэтому что конкретно о жизни – прожитой и прочувствованной, полнокровной и хрупкой – вышел этот рассказ.
Роль крестьянки Толгонай исполнили семь юных актрис: Паулина Андреева, Александра Урсуляк, Марина Петренко, Виктория Корлякова, Яна Гладких, Нина Гусева и Анна Зайкова. Их траурные темные одежки резко вычертились на белоснежном планшете чуток наклоненной к залу сцены. Над головами – поле. Маленький навес, из которого торчат колоски, одичавшие цветочки, бурьян и остальные былинки (живописец Верона Злая), как небо, накрыл женщин, в чьих лицах зрителям стала Толгонай. Глас героини как как будто изменялся с каждой новейшей рассказчицей, но, невзирая на это, образ остался цельным – таковой разной быть может одна дама.
Мемуары о счастье юношества и первой любви столкнулись с болью вереницы ожесточенных утрат. Счастливые эпизоды и изламывающее горе меняли лица, и время от времени о том, что происходило с Толгонай, становилось понятно от постороннего рассказчика. Как как будто время от времени повествованию помогало поле-небо, к которому пришла со собственной жизнью героиня.
В спектакле совершенно нет смен декораций, ярчайших костюмов и хитрецкого реквизита, но при всем этом он полон звуков, запахов и чувств, которые возникают благодаря умопомрачительно скроенной интонационной музыке спектакля. Кроме вступления композиции канадского электрического дуэта Bob Moses «Like it or not» – основная тема спектакля (саунд-дизайн – Алена Хованская), в «Поле» звучат этнические мелодии и звукоподражание. Особой в спектакле смотрится одна из крайних сцен – очистительного и успокаивающего дождика, когда актрисы вытаскивают из простирающегося над ними поля бутафорские веточки растений и с силой кидают их на пол, отчего возникает эффект ливня из огромного количества резких звуков.
Раздельно необходимо отметить работу художника по свету Ильи Пашнина. За время спектакля успевает взойти колоритное солнце и просиять Млечный Путь, хотя никакого светящегося солнечного диска либо россыпи крохотных лампочек приметить не получится. Свет спектакля – чутко подобранные полутона сложной партитуры. Особенным образом выхваченные лучами света актрисы время от времени оказывались в полутени, как будто размытые фантомы, живущие в памяти. Хореограф Ира Га пластической поэзией спектакля сделала подвижный, повсевременно меняющийся узор жизни, в какой Толгонай – часть нескончаемого потока, где все мы перебегаем свое поле.
Источник: