Поставщики заплатят за углеродный след
Глава Еврокомиссии на климатическом саммите сделала ставку на трансграничное регулирование выбросов. Фото Reuters
В ежегодном отчете Всемирного банка освещаются последние события и тенденции в инициативах по установлению цен на выбросы углерода во всем мире, а также отмечается широкий спектр проблем в разработке этих инструментов и рассматриваются возможные пути их решения.
Примечательным дополнением к изданию 2020 года является раздел о механизмах углеродного кредитования, поскольку в последние годы этот род кредитования занимает значительную часть рынка. Эти механизмы предоставляют возможность для государственного и частного участия в генерировании кредитов, которые будут использоваться для компенсации и климатического финансирования во всем мире, и служат важным аспектом для сокращения выбросов.
Аналитики фонда «Росконгресс» выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных фондом.
Пандемия проверяет на прочность инициативы по установлению цен на углерод. Несмотря на социальные и экономические потрясения, многие юрисдикции и частные организации активизируют свои усилия по борьбе с изменением климата.
Цены в некоторых устоявшихся системах торговли квотами на выбросы упали в связи со снижением экономической активности в результате ограничений, введенных из-за пандемии COVID-19. Кроме того, некоторые юрисдикции отложили принятие мер по усилению своих инструментов ценообразования на выбросы углерода.
Ключевые встречи, в первую очередь Конференция ООН по изменению климата 2020 года (Conference of the Parties, COP 26), а также международные авиационные и морские встречи были отложены, из-за чего принятие решений по правилам, касающимся международных сделок и рынков, затянулось.
Кроме того, COVID-19 привел к увеличению неопределенности в отношении спроса на международные кредиты, поскольку многие авиакомпании выражают беспокойство по поводу способности соблюдать свои обязательства в рамках Системы компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (Carbon Offset and Reduction Scheme for International Aviation, CORSIA). Частой причиной беспокойства является сложность проведения проверки отчетов эксплуатантов самолетов о выбросах из-за того, что ограничения мобильности затрудняют организацию посещений проверяющими органами объектов эксплуатантов.
COP 25 подчеркнула безотлагательность и необходимость наращивания амбиций в целях обеспечения максимально возможных усилий по смягчению последствий изменения климата. Согласно договоренностям, принятым на конференции, в 2020 году стороны должны были представить более сильные и амбициозные NDC (определяемые на национальном уровне вклады в борьбу с изменением климата).
Кроме того, на COP 25 было объявлено, что многие страны работают над достижением к 2050 году чистых нулевых выбросов СО2 в рамках Альянса климатических амбиций (Climate Ambition Alliance). По состоянию на 1 апреля 2020 года Дания, Франция, Новая Зеландия, Швеция и Великобритания, основываясь на этом обещании, закрепили в законодательстве цель чистых нулевых выбросов СО2. Кроме того, 15 субнациональных регионов, 398 городов, 786 предприятий и 16 инвесторов также указали, что они работают над достижением целевых показателей чистых нулевых выбросов.
Несмотря на рост цен на углерод во многих юрисдикциях, они остаются существенно ниже тех, которые необходимы для соблюдения Парижского соглашения.
Комиссия высокого уровня по ценам на углерод подсчитала, что для экономически эффективного сокращения выбросов в соответствии с температурными целями Парижского соглашения требуются цены на углерод в размере не менее 40–80 долл. за тонну СО2 к 2020 году и 50–100 долл. за тонну СО2 к 2030 году.
На сегодняшний день менее 5% выбросов парниковых газов, покрываемых в настоящее время ценами на углерод, находятся в пределах этого диапазона. Соответствующая цена на углерод будет определяться местными условиями, ролью, которую должен играть инструмент углеродного ценообразования, а также влиянием политики в области климата и технического прогресса в конкретной стране.
Один из наиболее эффективных путей введения налога или схем торговли выбросами (ETS) предполагает изначально низкую цену, которая со временем растет по мере того, как компании знакомятся с новой ценовой политикой. Тем не менее цены остаются слишком низкими – аналогичными тем, о которых сообщалось в предыдущие два года.
В последние несколько лет наблюдается всплеск интереса к углеродному кредитованию, в первую очередь в сфере лесного хозяйства. При этом кредитная деятельность начинает выходить за рамки проектов, созданных на основе механизмов Киотского протокола.
42% рынка углеродного кредитования в последние пять лет приходится на лесное хозяйство. Однако традиционная кредитная деятельность в промышленных секторах, в сфере возобновляемых источников энергии и неорганизованных выбросов по-прежнему составляет значительную долю рынка.
В кредитовании часто доминирует механизм чистого развития (МЧР). После обвала рыночной цены МЧР в 2012 году кредитная активность успела стабилизироваться. Компании остаются активными на добровольном рынке, при этом на кредиты от независимых механизмов кредитования приходится почти две трети всех кредитов, выданных в 2019 году.
Также правительства разрабатывают механизмы внутреннего кредитования. Эти проекты не только приносят пользу на местном уровне, но и дают компаниям некоторую гибкость в соблюдении внутренних правил углеродного ценообразования. Только два национальных механизма (в Японии и Республике Корея) задействуют результаты международных проектов по смягчению воздействия на окружающую среду.
Продолжается обсуждение базовых условий для CORSIA, компенсационного механизма в международной авиации, который обязывает международные авиакомпании возвращать соответствующие кредиты на сокращение выбросов. Это, возможно, также вызовет рост спроса на кредитование.
Все большее число компаний используют внутренние цены на выбросы углерода для сокращения выбросов в своих цепочках создания стоимости.
В 2019 году около 1600 компаний сообщили, что они в настоящее время применяют внутреннее углеродное ценообразование или планируют начать это делать в ближайшие два года.
В связи с ростом числа компаний, приверженных цели достижения чистых нулевых выбросов, и растущим давлением со стороны инвесторов авторы исследования делают вывод о том, что практика внедрения внутренних, корпоративных цен на углерод будет распространяться достаточно быстро.
Всемирный банк стремится поддерживать страны в оценке и внедрении политики ценообразования на выбросы углерода. Хорошо продуманная цена на углерод, включенная в более широкий пакет мер в области климата, энергетики и развития, остается критически важной для решения климатических проблем и содействия достижению целей устойчивого развития.
Один из ведущих научных институтов России – Институт естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал свое исследование по проблеме цены углерода в межгосударственных отношениях. «НГ-Энергия» сообщала о подходе российских фирм к этой проблеме в выпуске от 12 апреля 2021 года.
ИПЕМ считает, что хотя Россия – основной реципиент рисков от взимания странами – торговыми партнерами платы за углеродный след импортируемой продукции (выбросы ПГ, осуществленные при производстве продукции), трансграничное углеродное регулирование (ТУР) распространяется на всех торговых партнеров Евросоюза, его внедрение может вынудить пойти на контрмеры и другие страны. Если переговоры с ЕС о возможности учета климатических проектов в рамках ТУР не приведут к смягчению условий, это может привести к новому витку войны санкций между Россией и ЕС.
О возможных мерах адаптации к ТУР участникам двустороннего диалога «Россия–Германия. Межрегиональное сотрудничество», состоявшегося 15 апреля в рамках Красноярского экономического форума (КЭФ-21), рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев. Модератором диалога выступила представитель Российско-германской внешнеторговой палаты в Германии Катарина Шёне.
«Европейская система ТУР предполагает взимание платы за углеродный след импортируемой продукции, – рассказал эксперт института. – Поэтому климатическая политика ЕС угрожает не только экспорту ископаемого топлива, но и второму экспортному направлению – поставкам энергоемких товаров. Объем их российского экспорта в ЕС составляет 58–74 млрд долл. (14–16% российского экспорта), а это максимум среди всех стран мира».
Германия – один из главных торговых партнеров России в ЕС, на нее приходится 15% российского экспорта в ЕС и 28% импорта. Потенциально под ТУР попадает российский экспорт в размере 4,7 млрд долл. (17% российского экспорта в Германию), а углеродный след этого экспорта составляет 2,6 млн т СО2 (по прямым и косвенным энергетическим выбросам). По подсчетам ИПЕМ, совокупный платеж по ТУР при поставках в Германию по всем отраслям, потенциально подпадающим под ТУР, может достигнуть 68 млн долл. в год (при ставке ТУР 27,8 долл./т СО2 – цена EU ETS в 2019 году).
ИПЕМ предлагает ряд мер, которые позволят существенно снизить потери России от введения ТУР: развитие системы климатических проектов и системы отчетности, стимулирование снижения углеродного следа электроэнергии для минимизации косвенных энергетических выбросов и проведение переговоров с ЕС по вопросу учета всех этих мер при расчете платежей по ТУР.
«В России уже есть опыт реализации климатических проектов, обеспечивающих сокращение выбросов или рост их поглощения, в рамках Киотского протокола, – отметил Александр Григорьев. – Развитие системы климатических проектов предусмотрено проектом ФЗ «Об ограничении выбросов ПГ в атмосферный воздух» и вполне реализуемо на практике, но это принесет пользу только при условии согласия ЕС принимать климатические проекты в расчет. Уже обсуждаются риски введения контрмер в ответ на дискриминационную политику ЕС, и не только со стороны России. А это может привести только к новому витку санкционной войны».
Источник: