Правительство Элизабет Трасс погубили инфляция и защита богатых
Правление новой «железной леди» оказалось на удивление коротким. Фото Reuters
В ближайшую неделю в Великобритании предстоят выборы нового главы правящей Консервативной партии, который одновременно будет и премьер-министром. В четверг с поста главы правительства подала в отставку Элизабет Трасс. У нее не оставалось выбора: из-за неудачных антикризисных мер она стремительно теряла поддержку и британского общества, и своих однопартийцев. За освободившееся кресло премьер-министра предстоит серьезная борьба. Явных фаворитов в ней нет. Не исключен вариант, при котором главой правительства вновь станет Борис Джонсон.
История Великобритании такого еще не знала. Кабинет Трасс просуществовал всего лишь 45 дней, побив рекорд почти двухсотлетней давности. Джордж Каннинг был премьер-министром с апреля по август 1827 года (в общей сложности 119 дней) и оставил свой пост, так сказать, по «уважительной причине»: умер от туберкулеза. Трасс же приходится уходить по причине утраты доверия. Ее рейтинг опустился ниже отметки 15% – меньше, чем у любого другого британского премьера за последние годы. К тому же от Трасс отвернулась партия. За сутки число депутатов парламента от Консервативной партии, требующих ее ухода с поста премьер-министра, выросло почти вдвое – с 7 до 13.
«Я не могу исполнять полномочия, которые были мне предоставлены Консервативной партией. По этой причине я разговаривала с его величеством королем (Карлом III. – «НГ»), чтобы оповестить его, что я подаю в отставку», – сказала Трасс в речи перед своей резиденцией на Даунинг-стрит, 10.
Старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин в комментарии «НГ» отметил, что столь скоротечное пребывание Трасс в должности премьера беспрецедентно для британской истории, но закономерно с точки зрения логики британской политической борьбы. «Изначально было ее противостояние со значительной частью партии. Оно усилилось, как только выяснилось, что экономические меры правительства оказались откровенно неудачными», – отметил он.
Трасс вышло боком решение снизить ставку подоходного налога для наиболее богатых британцев с 45 до 40% и отмена запланированного повышения налогов на бизнес. Это не только шло вразрез с ее имиджем человека, заботящегося о нуждах простого народа. Именно так себя позиционировала Трасс в ходе избирательной кампании. Ее соперник Риши Сунак не смог заручиться поддержкой рядовых членов партии во многом из-за того, что является одним из самых богатых людей страны.Антикризисные действия Трасс дестабилизировали финансовый и фондовый рынки. Ведь помимо снижения налогов премьер пообещала повысить социальные выплаты и оборонные расходы, правда, непонятно за счет каких средств. Все это вызвало обоснованные подозрения, что Трасс собирается включить печатный станок. И это в условиях итак высокой инфляции. В результате снизился спрос на гособлигации, которые Банку Англии во избежание банкротства Пенсионного фонда пришлось выкупать.
Трасс отправила в отставку автора своего антикризисного плана, министра финансов Квази Квартенга и пригласила на его место своего оппонента и критика Джереми Ханта. Однако это было расценено и в прессе, и ее партийными оппонентами как неудачная попытка найти козла отпущения. Критиковали премьера и тори, и лейбористы. Вопрос теперь в том, кто заменит Трасс. «Кандидатур много. Часть консерваторов хотели бы возвращения Джонсона. Многие выступают за кандидатуру Сунака, который считается грамотным специалистом, поддерживаемым бизнесом. Нельзя сбрасывать со счетов и других кандидатов, в том числе входивших в правительство Трасс», – сказал «НГ» Охошин. Не исключен вариант, при котором за кресло премьер-министра поборется министр обороны Бен Уоллес. Перед началом партийных выборов, увенчавшихся победой Трасс, был проведен опрос YouGov, который показал, что именно его большинство тори хотели бы видеть премьер-министром. Тогда Уоллес отказался выставлять свою кандидатуру. Но, может, на этот раз он передумает. Впрочем, при любом новом премьере курс страны в отношении РФ едва ли серьезно изменится. Влиятельных политиков, выступающих за отказ от поддержки Украины, в стране просто нет.
***
Происходящее в Британии комментировали и авторы российских Telegram-каналов. «Если присмотреться к происходящему внимательнее, то это все об одном и том же: справляться с кризисом в рамках существующей модели управления и экономики становится все труднее, как в Британии, так и в ЕС, откуда Британия совсем недавно вышла, — полагает «Мейстер». — И упорное следование европейскими странами (относя сюда и Британию тоже) по пути противостояния с Россией лишь усугубляет этот кризис, делая призрачными надежды на нормализацию ситуации с ценами на электроэнергию и энергоносители. На последствия кризиса в других отраслях экономики мы даже еще не начали смотреть».
«Адекват» полагает, что проблема не в самой Трасс: «Дело в первую очередь в том, что ее (как, в сущности, и целого ряда предшественников) воцарение приходится тотальному системному кризису, в котором на глазах тонет Британия, не причиной и даже не следствием, а просто очень ярким симптомом. Каковы дела — таковы и кадры, включая высшие руководящие, мы по перестройке помним это очень хорошо».
«Впрочем, россиянам Трасс всё равно запомнится не этим, а своим отрицанием суверенитета России над Воронежской и Ростовской областями», — иронизируют авторы канала «Мюсли вслух».
Источник: