Трудности обоседления
Ах так, по мысли русских властей, новейший
аул казахских номадов был должен
различаться от старенького.
Иллюстрация из книжки
Серия «Новые исследования по истории Рф» – некрепко склеенные под мягенькой обложкой странички газетной бумаги – является одной из самых ценных, что издаются сейчас. Диссертационные работы, в силу академических требований труднодоступные иногда даже спецам, дополненные до формата книжки, разрешают отследить направление мысли в отношении истории нового времени более доступной нам в практическом отношении эры.
Федор Леонидович Синицын, узнаваемый в академических кругах историк, создатель нескольких суровых трудов, практикуется на межнациональных отношениях в Рф, писал о государственной политике СССР, о данной для нас дилемме во время Величавой Российскей войны. В работе «Русское правительство и номады» создатель разглядывает вопросец исходя из убеждений существования отдельной бродячий цивилизации. Ее признаком он считает появившийся в I тысячелетии до н.э. в пустынно-степных областях Евразии особенный тип хозяйствования, неотделимый от вида жизни, – сезонную миграцию вкупе со стадами полных семей и родов скотоводов, включая неработающих молодых малышей и стариков. Численность номадов в мире в истинное время историк оценивает в 20 млн человек – для цивилизации мало, но это всего только ее остатки. Создатель показывает, что современные казахские историки не лицезреют разрыва меж «колониальной» политикой Русской империи и СССР, они считают, что «захват Россией казахских земель в течение XIX века безизбежно предсказывал насильную и гибельную оседлость в XX веке». Исследователь не вдается в полемику с «казахскими историками», но мы можем напомнить, что представители среднеазиатских народов, в том числе ханы, напористо просились под руку царей, хоть и предвидя будущие препядствия, и их просьбы удовлетворяли. Забугорные историки отмечают, что в очах номадов российские колонисты никак не ассоциировались с государством, другими словами жили на их землях по взаимному согласию сторон. Федор Синицын вводит термин «обоседление» и показывает, что такие деяния наблюдались не только лишь в СССР, да и в остальных странах мира.
Федор Синицын. Русское
правительство и номады.
История, политика, население.
1917–1991.– М.: Центрполиграф,
2019. – 318 с.
Русская власть действовала решительно, но не неповторимо. Сначала советы в Казахстане делали по родовому принципу; сделанные по территориальному – разваливались. Местные коммунисты часто посещали мечети. В Казахстане и Киргизии советы возглавляли баи, и такие советы скитались вкупе с хозяйством бая. Туркмены предпочитали обращаться к местным лекарям-табибам, фельдшеров, приезжавших в кочевье раз в год, считали запятанными и грубыми. Дикарями, с их точки зрения, были как раз русские фельдшеры. Массовые восстания против русской власти, как и всюду, были вызваны произволом властей. Командование 11-й кавалерийской дивизии РККА, в 1930 году направленной для угнетения восстания в Казахстане, доносило, что предпосылкой возмущения стали деяния местных партийных и русских органов, разорявших обычных скотоводов – во имя непонятных, пугавших их мыслях.
К бродячим народам русская власть причислила и цыган, скотоводством, как понятно, не занимавшихся. Их удалось приневолить к оседлости только с принятием в 1956 году постановления Совета министров РСФСР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». С того времени цыгане живут в собственных поселках, но, по осторожному выражению создателя, «это не решило целого ряда заморочек по интеграции цыган в общероссийское социально-экономическое место», другими словами «приобщение к труду» пока что не состоялось. Коренные народы Севера заставлять не пробовали – там проживало «редчайшее, разбросанное население, о котором власти практически ничего не знали». Это благотворное незнание позволило оленеводам в целом сохранить собственный стиль жизни до этого денька.
Источник: