Разговор о будущем нашей экономики пока беспредметен
Графика pixabay.com
Кризис, вызванный коронавирусом, становится новеньким «оправданием» для провалов экономической политики страны. Почти все годы «наружная конъюнктура» в ее различных проявлениях была главным официальным разъяснением экономического застоя, вкладывательного спада, понижения доходов населения.
«Таковой неблагоприятной обстановки не было у нас крайние 5 лет опосля глобального кризиса», – докладывали в 2013 году в Минэкономразвития. Тогда в правительстве ссылались на европейскую рецессию, сокращение экспорта, на который наложились колебания нефтяных цен.
С 2014 года возник новейший аргумент: антироссийские санкции Запада. В 1-ый год на их списывали и кризис, и обвал курса рубля. Непременно, наружные причины плохо влияли, но они влияли на экономику, которая и так находилась в уязвимом положении, в предкризисном или кризисном состоянии, и, судя по всему, конкретно потому она настолько болезненно и реагировала на удары снаружи.
Потом риторика властей поменялась: в официальных выступлениях нередко можно было услышать, что Наша родина адаптировалась к санкциям, их эффект незначителен. Но когда требовалось доказать какое-либо не самое пользующееся популярностью решение и остальных понятных экономических резонов в кулуарных обсуждениях не находилось, на вооружение брался «железобетонный» аргумент: «Вы же осознаете, в которых критериях мы существуем, санкции никто не отменял».
Сейчас в перечне таковых аргументов – эпидемия. То, что это неповторимая ситуация, которая застала врасплох даже развитые экономики, тоже безусловн. Но есть риск, что коронавирусный фактор сделает в очах правительственных чиновников необязательным анализ обстоятельств появления застарелых, не связанных ни с пандемией, ни даже с санкциями экономических заморочек.
В итоге мы увидим, что вкладывательный обвал станет еще поглубже, доходы населения свалятся еще посильнее, экономика опять не преодолеет зависимость от нефтяных цен, ведь это преодоление был должен обеспечивать несырьевой бизнес, в том числе малый и средний. По данным Центра макроэкономического анализа и короткосрочного прогнозирования, сначала 2020 года настоящие располагаемые доходы населения были ниже среднеквартального уровня докризисного 2013-го приблизительно на 8% (со снятой сезонностью). Инвестиции в главный капитал в конце концов превысили уровень 2012-го – правда, только на 0,7%.
С учетом официального прогноза, предполагающего в этом году падение ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства) РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) на 5%, инвестиций в главный капитал – на 12%, настоящих располагаемых доходов населения – практически на 4%, докризисный уровень станет для русской экономики еще недостижимее. Но основным разъяснением, почему это вышло, сейчас будут «последствия пандемии».
Не считая того, для настоящего экономического развития кроме анализа обстоятельств провалов нужно понятно сконструировать новейшую структурную политику. Требуется не попросту точечно распределить экономные средства и ввести временные послабления, а ответить на стратегически принципиальные вопросцы. Кто будет движущими силами развития? Государственный личный либо госкапитал? Либо же зарубежный капитал? Какой это будет капитал по масштабу: госмонополистический, личный большой, средний либо малый? Каковы длительные планы правительства по поощрению конкуренции, нововведений, предпринимательства, по цены капитала? Без декларации правительства по сиим темам разговор о будущем нашей экономики беспредметен.
Источник: