Разрешите для вас напомнить о для себя
Юрий Визбор обожал альпинистов и горы.
Кадр из кинофильма «Миг фортуны». 1977
Юрий Визбор родился 20 июня 1934 года, приближается денек его рождения. Так давайте побеседуем о песнях-монологах Юрия Визбора.
К форме песни-монолога исполнители обращаются достаточно нередко. И поэты, и барды. Монолог накладывает доп ответственность на искренность – это с одной стороны. А с иной стороны, чтоб монолог слушали, создатель монолога должен либо весьма органично вписываться в образ лирического героя, либо вправду быть весьма увлекательным человеком.
О да, у Визбора это было. Он и сам был личностью. Но, с иной стороны, он писал монологи и от имени собственных лирических героев. И часто на концертах просил не отождествлять его, исполнителя и создателя, с его лирическими героями. «А то не достаточно ли что поразмыслят», – улыбался на концертах он.
Начнем с простого. Вот монолог «малеханького» влюбленного человека:
Разрешите для вас напомнить
о для себя,
О собственной незамечательной
судьбе,
Я как раз на верхней полочке
лежу,
В этом случае бездельничаю
– жуть!
К теме «малеханького» человека обращались и обращаются почти все. Чем мне близок Визбор, так это тем, что он весьма по-доброму гласит от имени собственных «малеханьких», незадачливых людей. Можно сказать, что это – его кредо (про которое он нигде не гласил). Он просто был хорошим.
Я-то думаю, что думаете вы,
Как вы были замечательно
правы,
Рассказав мне менторский
рассказ,
Что не надо больше мыслить
мне о вас,
Что любовь ненастья
быстренько сотрут,
Что единственное счастье –
это труд,
Я, ей-богу, осознавал вас в этот
час,
Но, представьте, я-то задумывался
все о вас.
А дамские монологи… Героини, невзирая на тяготы и неустроенность, – добрые. Добрые, не весьма счастливые дамы, которым, естественно же, охото пособолезновать. Вот неологизм Визбора, когда именно эта не весьма счастливая дама, бывшая спортсменка, лишь что отстоявшая при встрече с наглым прохожим собственный небольшой домашний комфорт, обращается уже дома к собственному в очередной раз нетрезвому супругу: «Постылый, постылый… нелюбимушка моя!»
Тема гор – ну, здесь у Визбора весьма много монологов!
«Я помню тот край окрыленный, там горы развеселой массой…», «Свое сердечко оставил я в Фанских горах», «Ты как хочешь, пиши – не пиши», «Окончился путь некороткий/ Гора перед нами встает,/ Присутствие чая, отсутствие водки –/ Да разве ж здесь трезвый взойдет?!/ Аркаша, Алеша, Юраша, Климаша/ И самый задумчивый я».
Про горы, про начинающих альпинистов, парня и даму, которые в течение смены в альплагере прогуливаются в одной альпинистской связке (связанные одной веревкой), написана простая, весьма благодушная песня:
Ты ножкой двинула
Чуток на вершок,
Какао вылила
На мой мешок.
Связал нас черт с тобой,
Связал нас черт с тобой,
Связал нас черт с тобой
Веревочкой одной!
Обожал Юрий Визбор горы. Еще более он обожал альпинистов, про которых в эру социализма гласили: «Альпинисты – это обыденные люди, лишь на 5% лучше». К ним Визбора и тянуло. А еще его тянуло к горнолыжникам. Он и сам был одно время инструктором по горным лыжам. А еще снялся в одной из основных ролей, в роли тренера по горнолыжному спорту в кинофильме «Миг фортуны». Вот и написал:
Там, где лыжники летят
по снегу, где исступленное солнце
О щеку красотки трется
щекой,
Там в один прекрасный момент сочинился,
сам собой ко мне явился
Вот мотив какой…
Военная тема Визбора. Как без нее? Вот песня-монолог «Рассказ ветерана», тоже соответствующая для барда и поэта:
Мои года, как поезда,
проходят,
Но прихожу туда хоть раз
в году,
Где пахота бережно обходит
Грустную фанерную звезду,
Где солнце жарит, чтобы
оно пропало,
Где не было судьбы у нас иной.
И я шепчу: «Прости, Виталий
Палыч,
Прости мне, что я выжил,
дорогой».
Песня «Рассказ технолога Петухова», которая в наше время получила новейшую жизнь, имеет увлекательную историю. Песня Юрия Визбора имела резонанс и вызвала недовольство околовластных структур. В очередной раз подвергся остракизму за эту песню Визбора Владимир Высоцкий, который к данной нам песне не имел никакого дела и никогда не исполнял. Но в 1968 году песня была на слуху, ее пели в компаниях, на кухнях и у костров. Песня была расчудесным штрихом эры развитого социализма. Визбор весьма по-доброму относился к офицерам военно-морского флота, к строителям Саяно-Шушенской ГЭС (Гидроэлектростанция — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока). Он не глумился, когда писал:
Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
Также в области балета,
Мы впереди, говорю, планетки
всей,
Мы впереди планетки всей!
Но пахло от данной нам песни нонконформизмом. А кто создатель? Ну, не разобрались блюстители морали. Перепутали.
И вот газета «Русская Наша родина» публикует статью «О чем поет Высоцкий?» и, кроме обвинений в безыдейности и обывательщине, ругает создателя за изымательство над достижениями русского народа, за то, что «…мы делаем ракеты, перекрываем Енисей». Эстафету брани в адресок технолога Петухова схватили «Комсомольская правда», «Тюменская правда», «Комсомолец Кубани».
Высоцкий смог обосновать, что он ни при чем. По слухам, он даже письмо написал в ЦК ВЛКСМ. И лишь тогда травля закончилась. А Визбора грозы миновали (разрядившись на Высоцком).
Северная тема – и здесь у Юрия Визбора много монологов. Одна из самых фаворитных песен – «Серега Санин», но есть «Небольшой радист огромного корабля», «А море сероватое», еще есть и «Полярное кольцо», есть подзабытая песня-монолог «Полуостров Путятин».
Плаваем мы не от скукотищи,
Отыскиваем не попросту тревог,
Штопаем раны разлуки
Серою нитью дорог.
Можно вспомянуть и песню-монолог «Тост за Женьку!», посвященную не так давно ушедшей актрисе, 2-ой супруге Визбора Евгении Ураловой. Ах, как написано! Прямо завидно становилось.
Но все таки напились порядком,
И любой из вас толковал:
Ах-ах, юная дворянка,
Всю жизнь я такую находил.
Ну, вспомянули? То-то, и правильно,
Никогда с того времени не встречал
Я даму наиболее верных
И наиболее незапятнанных начал.
Но в конце этого тоста за Женьку создатель, он же лирический герой, как будто бы случаем вспоминает: «…по привычке нахмурясь, я вышел из прошедшего – прочь». Ну да, на то были предпосылки.
Ну и, быть может, одна из вершин в творчестве Визбора – песня «Ты у меня одна». Ее пели, поют и будут петь. На киноэкране в первый раз она прозвучала в кинофильме «Городской романс» в 1970 году. Ее пел Визбор, пели Сергей и Татьяна Никитины, пел Николай Караченцев, в 1993 году эту песню пел Александр Збруев в кинофильме Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» (где эта песня проходит лейтмотивом всего кинофильма), пел Олег Митяев, поют Варвара Визбор и Евгений Дятлов.
Ты у меня одна,
будто бы в ночи луна,
Будто бы в степи сосна,
будто бы в году весна.
Hету иной таковой
ни за какой рекой,
ни за туманами,
далекими странами…
В наше время денек рождения Юрия Визбора отмечается в 2-ух форматах. Обычно проходит концерт в большенном зале (время от времени даже в Кремлевском дворце съездов), но 20 июня в сретенском дворике, где когда-то жил бард и поэт, тоже собираются люди – попеть его песни. Это уже традиция. Поглядим, карантин-то сняли…
Источник: