Регионы создают условия для отмены выборов 13 сентября
В первой половине дня выборов на участках нередко появляются очереди. Фото агентства «Москва»
Пошел процесс подгонки избирательного законодательства субъектов РФ под новые федеральные нормы. Право властей объявлять об «эпидемиологическом» переносе выборов одной из первых установит Новосибирская область. Эта корректировка законов нацелена именно на единый день голосования (ЕДГ) 13 сентября. Пока одни эксперты спорят, есть ли указание Кремля регионам откладывать ЕДГ или еще нет, другие на всякий случай думают, как можно обеспечить на участках социальную дистанцию между гражданами.
В Заксобрании Новосибирской области соответствующий пакет поправок уже подготовлен к принятию сразу во всех чтениях. Региональные нормы приводятся в соответствие с федеральным законом от 1 апреля.
В нем прописан механизм отмены любых выборов и референдумов во время действия режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации из-за «угрозы здоровью или жизни избирателей». Общий принцип такой – одну муниципальную кампанию может отложить региональный избирком, но если речь идет о серии местных выборов или избрании органов власти субъекта РФ, то понадобится решение Центризбиркома. Естественно, оно будет приниматься по просьбе региона.
В принципе ЦИК РФ на основании именно Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», вступившего в силу с 1 апреля, и постановил отменить в стране все идущие или только еще запланированные избирательные кампании любого уровня. Такое решение было принято 3 апреля, причем со сроком действия до 21 июня. То есть по большому счету ЕДГ-2020 уже невозможен, потому что как раз со второй недели июня до середины данного месяца в 27 субъектах РФ теоретически надо было бы объявить о старте выборов губернаторов и депутатов заксобраний.
Однако политической уверенности насчет «коронавирусного» переноса ЕДГ на более поздний срок в Кремле, похоже, пока все-таки нет. А иначе в разных медиаресурсах не продолжались бы споры экспертов по поводу тех или иных дат выборов 13 сентября, а также плебисцита по поправкам к Конституции. И в настоящий момент суммы аргументов «за» и «против» отсрочки обоих электоральных событий, в общем-то, выглядят равнозначными.
Сейчас все соображения, по сути, сводятся к трем сценариям, выстроенным не столько вокруг каких-то дат, сколько в соответствии с логикой политической целесообразности. Первый – это вариант следования за течением эпидемии. Если она к концу апреля теряет интенсивность, то в принципе в начале мая, имея в виду обязательный месячный разрыв между указом президента и днем конституционного плебисцита, можно объявлять общероссийское голосование по поправкам на конец мая – начало июня. Но не позднее даты развертывания ЕДГ, который, таким образом, проводится в назначенный срок.
Второй сценарий тоже связан с коронавирусом, который до лета все-таки не отступит. Тогда, настаивает ряд экспертов, надо будет все-таки пренебречь предостережениями главы ЦИКа Эллы Памфиловой и провести обе электоральные кампании одновременно 13 сентября. Конечно, под той угрозой, что ухудшение социально-экономической ситуации, чем оппозиция воспользуется в ходе выборов, ударит и по результатам плебисцита. Третий сценарий, о котором уже писала «НГ» (см. «НГ» от 09.04.20), опирается на то понимание, что для Кремля голосование по поправкам приоритетнее региональных выборов. Это значит, что лето как раз может быть расчищено под плебисцит, а ЕДГ – отброшен на ноябрь-декабрь. Ряд экспертов вообще не исключает того, что все выборы могут быть проведены в 2021 году. Но не во второй его половине, а уже в первой, то есть с досрочным переизбранием Госдумы.
Впрочем, президент Владимир Путин не раз показывал склонность к шагам, перпендикулярным текущей ситуации, так что вся электоральная сфера пока пребывает в состоянии неопределенности. В этих условиях появились и предложения о вынужденной организации выборов в условиях плохой санитарно-эмидемиологической обстановки. Например, в движении «Голос» проанализировали интенсивность хода голосования в марте 2018 года. Президентская кампания проводилась по референдумному образцу, когда большее значение приобретает не столько процент явки, сколько его внутреннее содержание: чем больше пришло своих, а меньше – чужих, тем выше итоговый показатель доверия граждан.
В таких кампаниях часто используется так называемый привод избирателей. И действительно, максимум голосующих на участках наблюдается в первую половину дня. Потом следует долгий спад – и под вечер небольшой всплеск. Так что замкоординатора «Ассоциации наблюдателей Татарстана» Азат Габдульвалеев выступил с идеей: для соблюдения на участках принципа социального дистанцирования ввести более или менее жесткое расписание голосования. Когда избиркомы будут посылать людям приглашения на выборы, они могут указывать там разное время для волеизъявления. А если еще и указать причину того, почему надо приходить именно в этот час, то большинство граждан скорее всего прислушается к рекомендациям.
Источник: