Режиссеры направились в деревню
Тракторист попался на удочку афериста. Кадр из кинофильма «Предвыборная кампания»
В конкурсную программку 42-го Столичного интернационального кинофестиваля попали 13 кинофильмов – из Рф, Индии, Турции, Казахстана, Израиля, Бразилии, Англии, также Румынии и Азербайджана. Крайние два – «Предвыборная кампания» носителя призов Канн и Локарно, режиссера Мариана Кришана и «Дочь рыбака» дебютанта Исмаила Сафарали, сделанная в копродукции с Россией и спродюсированная Александром Роднянским. Обе картины находятся, чудилось бы, на совсем различных жанровых и зрительных полюсах, но в одном все таки идентичны – и там, и там действие происходит в деревне, посреди обычных людей с непростыми судьбами.
В один прекрасный момент обычной тракторист Виорел, работая в поле на собственной на ладан дышащей машине, замечает на обочине незнакомцев на драгоценном заглохнувшем каре. По доброте духовной дает их приютить, пока поломку не избавят. Пассажиром оказывается Мокану – министр, который готовится к выборам в Европарламент. Смекнув, что радушие селян может принести ему пользу, политик начинает употреблять их в собственной предвыборной кампании, а именно просит Виорела гласить журналистам, что он его давнешний армейский друг, и всячески агитировать знакомых и незнакомых голосовать за него. В обмен на это Мокану обещает трактористу новейший трактор – ну как здесь отрешиться?
Румынское кино крайних 15 лет – культурное явление мирового масштаба, даже если речь не идет о основных представителях данной «новейшей волны» (Пую, Мунджиу, Порумбойю). Кинофильм Мариана Кришана навряд ли можно поставить в один ряд с работами его упомянутых выше сограждан, но стилистически и тематически «Предвыборная кампания» полностью вписывается в данные ими каноны. Из обычного сюжета, такого смешного рассказа и варианта из жизни, вырисовывается реальная политическая сатира. В Рф румынское кино смотрится как родное. Начиная с пейзажей, как сельских, так и городских, заканчивая историческим и соц контекстом – сплошь совпадения и пересечения. Но «Предвыборная кампания» видится и совсем всепригодным выражением о том, что такое политика. Даже самая малая несет внутри себя все признаки большенный: прекрасные, но лживые речи, надуманная доброта и остальные неотклонимы атрибуты хоть какой предвыборной кампании. Даже если речь не о таком уж нехорошем человеке: не имея целей никому навредить, Мокану тем не наименее врывается в жизни обычных и дальних от столичных дел деревенских обитателей, походя влияя на их, быстрее всего не весьма положительно. Для него обещания – просто слова, для их – что-то реальное и ощутимое, как новейший трактор, инструмент, которым Виорел зарабатывает на пусть умеренную, но свою единственную, а оттого ценную и значимую жизнь. Иной нет.
Как нет в кадре ни сложных зрительных и смысловых метафор, ни драматических, а уж тем наиболее катастрофических конфликтов – незапятанной воды реализм в декорациях богом позабытого уголка Румынии. Зато есть история еще 1-го малеханького человека – традиционный, для Рф уж буквально, сюжет, привлекающий в случае с картиной Кришана конкретно собственной простотой. В ней рождается невидимая на 1-ый взор глубина смыслов, животрепещущих и понятных независимо от местоположения смотрящего.
Создатель «Дочери рыбака» Исмаил Сафарали – для него это 1-ый полнометражный кинофильм опосля нескольких малометражных – напротив, пробует быть очень непростым в собственном киноязыке и режиссерском видении. Историю о девченке Саре из рыбацкого поселка на Апшеронском полуострове, ее пропавшем в море отце и соседях, живущих старыми традициями и полуязыческими верованиями, превалирующими над человечьими эмоциями и отношениями, Сафарали отчаянно пробует перевоплотить, сохранив при всем этом значимость кинофильма как общественного выражения, в поэтическое кино в духе картин Сергея Параджанова. Начиная с красноватого цвета, в который повсевременно одета основная героиня, и заканчивая полными символизма сценами-видениями, в которые картина временами «выпадает».
Но здесь режиссеру, в прошедшем, к слову, удачному финансисту, не хватает не столько умений и познаний, сколько наименее удобного, наиболее художественного видения. То здесь, то там чего-то не достает: неким кадрам – красы, если уж речь о искусстве ради искусства, истории – смыслов, персонажам и нравам – размера, актерам – актерского мастерства. Естественно живописные декорации теряются в объективе, превращаясь в усредненный морской сберегал, также и по определению яркие местные обитатели, которых Сафарали делает главными героями, не раскрываются полностью. Вообщем, за один лишь референс в виде творчества Параджанова и за попытку работать в его стилистике начинающему режиссеру можно, кажется, простить все несовершенства его ленты – в конце концов, это дебют, а означает, все еще впереди.
Источник: