Роль московских школ в воспитании детей усиливается
В различных кружках сейчас могут заниматься все московские школьники. Фото агентства «Москва»
Созданная за несколько лет в Москве система дополнительного образования стала средой, в которой столичные дети получают современное и актуальное воспитание, заявил заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Антон Молев. В ближайшее время в жизни юных москвичей будет играть большую роль Российское движение школьников, съезд которого состоится 17–20 декабря.
«В последние несколько лет теме воспитания детей в нашей стране уделяется очень большое внимание, – отмечает Антон Молев. – Но, конечно, воспитательные традиции в московских школах существовали – были и общегородские, и локальные практики, и сейчас мы опираемся на уже существующие подходы. Например, в последние годы в Москве уделяли огромное внимание дополнительному образованию. Школа насыщена самыми разнообразными формами дополнительного образования, а охват кружками, секциями, студиями огромный. Так что для создания общей системы воспитания нам нужно было систематизировать накопленный опыт, опираться на него и договориться с коллегами об общих, принимаемых всеми подходах». По словам Молева, нужно помнить, что нередко школа становится испытанием или стрессом из-за новых для него условий, взаимодействия с новыми людьми. «Ситуаций, в которых ребенок хочет покинуть школу, много – поссорился с другом, несправедливо поставили оценку, даже буллинг, о котором много сейчас говорят, – говорит педагог. – Воспитательная задача школ – создать точки притяжения, чтобы ребенок хотел ходить и учиться. Это может быть среда для творчества, яркий, интересный учитель, дружелюбная атмосфера общения и т.д. Одним из базовых принципов должно быть превосходство сил, притягивающих ребенка к школе, над теми, которые его выталкивают». Чтобы этого добиться, в Москве выстроен единый принцип действий заместителей директоров по воспитательной работе и социализации, к активной работе с детьми подключены классные руководители, а также родители.
Как говорит директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Любовь Олтаржевская, проблемы, возникающие в общении школьников, помогают решать более 3500 педагогов-психологов. «Всего специалистов в направлении психологической безопасности школьников и их родителей работает 10 000, – отмечает Олтаржевская. Нам важно, как они действуют на местах. Конечно, каждый случай индивидуален, но общие договоренности выходят на первый план. Педагоги-психологи не могут в одиночку решить некоторые вопросы, поэтому лучше, чтобы они были членами междисциплинарной команды и искали выход из той или ситуации сообща, делая акцент на практических подходах».
В каждом образовательном учреждении разработана программа по воспитанию, говорит глава Управления координации воспитательной работы, дополнительного образования и профилактики правонарушений столичного Департамента образования и науки Николай Антонов, но процесс идет не только в школах: «Москва обладает мощным ресурсом, в процесс воспитания встроено социокультурное пространство города. Школьники имеют возможность посещать музеи, парки, усадьбы, участвовать в их проектах. С этого года во всех образовательных организациях реализуется ряд федеральных инициатив: школьный спортивный клуб в каждой школе, школьные театры, кружки, Российское движение детей и молодежи. Важно дать ребенку возможность почувствовать себя частью позитивного сообщества».
«Ключевой особенностью нового движения выступает то, что ребята сами являются соавторами нового движения, – говорит директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара Надежда Куранина. – Сейчас проходит большое голосование по всей стране – выбирают название, символы движения, кричалки, формируют систему роста, которая в нем будет. Итоги будут подведены 17–20 декабря, когда пройдет первый съезд Российского движения детей и молодежи. В нем примут участие более 1000 ребят со всей страны. Они смогут участвовать в управлении движением – будет выбран его Большой совет».
Источник: