Россия и Украина приблизились к миру
Чавушоглу и Лавров обсуждали не столько турецко-российские отношения, сколько Украину. Фото Reuters
Впервые с момента начала российской операции появилась надежда на прекращение кровопролития. Судя по словам официальных лиц Украины и РФ, в том числе министра иностранных дел Сергея Лаврова и украинского президента Владимира Зеленского, Москва предлагает Киеву компромисс, который украинская сторона в принципе готова принять. Он включает в себя нейтральный статус Украины при предоставлении ей международных гарантий безопасности, и, конечно, прекращение огня. Тем более, что остановить операцию от РФ потребовал Международный суд ООН.
В среду российские официальные лица делали заявления, свидетельствующие о том, что мирные договоренности между Россией и Украиной будут скоро достигнуты. Оптимизм внушало уже заявление главы российской делегации на переговорах двух стран Владимира Мединского. Он рассказал журналистам, что украинские переговорщики предлагают сделать основой урегулирования нейтралитет Украины по австрийскому или шведскому образцу. «Обсуждается целый комплекс вопросов, связанных с размером украинской армии. Украина предлагает австрийский, шведский варианты нейтрального демилитаризованного государства, но при этом государства, имеющего собственную армию и военно-морские силы», – сказал Мединский. В своем Telegram-канале член украинской делегации Михаил Подоляк поправил его, заметив, что модель нейтралитета может быть «только украинской». Это понятие, по его словам, включает в себя «юридические выверенные гарантии безопасности» страны.
В среду по теме российско-украинских договоренностей высказался Лавров, причем дважды. В интервью РБК он фактически повторил ту весьма общую формулировку, которую употребил Подоляк. Министр сказал, что применительно к Украине «нейтральный статус – это то, что сейчас по большому счету всерьез обсуждается, в увязке, конечно же, с гарантиями безопасности». Более того, Лавров заявил, что стороны уже подошли к выработке «конкретных формулировок», которые, «на мой взгляд, близки к согласованию».
В среду же по окончании встречи с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу глава МИД РФ дал понять, что финальной точкой переговорного процесса может стать встреча двух президентов – России и Украины. О ее необходимости неоднократно говорил Зеленский. Чавушоглу, в свою очередь, заявил в Москве о том, что Турция готова ее организовать и провести на своей территории. «Нет никаких препятствий для организации встречи при понимании, что она не будет встречей ради самой себя, а это будет контакт президентов, который закрепит достигнутые договоренности, которые сейчас вырабатываются по каналу двух делегаций – они заседали в Белоруссии три раза, сейчас встречаются в формате видео-конференц-связи», – сказал Лаврова.
Перемирие не защитит виновных в военных
преступлениях от международного трибунала,
заявил Зеленский.
Фото с сайта www.president.gov.ua
Конкретные формулировки намечающегося соглашения пока не открывают ни российская, ни украинская сторона. По заявлениям чиновников двух стран можно говорить лишь о некоторых частностях обсуждаемого большого компромисса. Так, Украина, по словам Подоляка, будет работать с «западными партнерами», чтобы выйти на концепцию «закрытого неба». «Это ключевое», – сказал он. То есть украинский нейтралитет, как считают в Киеве, должен в первую очередь включать в себя действенные гарантии против его нарушения и не быть аналогом Будапештского меморандума, где ничего похожего не было прописано.
России, в свою очередь, нужны гарантии невступления Украины в НАТО. В принципе о том, что это вступление для страны более неактуально, говорил и Зеленский. «Понятно, что Украина не член НАТО. Мы это понимаем. Мы адекватные люди. Мы годами слышали об открытых дверях, но мы также услышали, что не сможем вступить туда. Это правда, и это необходимо признать», – сказал он в своем очередном видеообращении. Вместе с тем, как именно будет подтвержден курс на невступление в альянс, остается неясным. О том, что действующих законодательных норм (таких как Конституция Украины, где закреплен ее нейтральный статус) для этого недостаточно, напомнил на совещании по безопасности в Грозном секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Он подчеркнул необходимость «добиться на деле» нейтралитета страны и исключения возможности ее вступления в НАТО.
И, конечно, пока непонятным остается, пожалуй, ключевой сейчас для россиян и украинцев вопрос – о прекращении огня. Он важен и для Запада, о чем сочла напомнить страна – председатель ЕС. Официальный представитель правительства Франции Габриэль Атталь сообщил на брифинге в среду, что обсуждение статуса Украины возможно «только при условии прекращения огня». Кстати, ни ЕС, ни США, ни кто-либо из западных стран, вводивших за последнее время санкции против РФ, не отказываются от своей прежней позиции. Она заключается в том, что полное снятие санкций возможно только после того, как российские войска покинут международно признанную территорию Украины и стране будет компенсирован понесенный в результате российской операции ущерб. В своем видеообращении Зеленский еще и напомнил о том, что в Украине работают прокурор и следственная группа Международного уголовного суда, которые, по словам украинского президента, собирают доказательства военных преступлений российских войск. «Должен быть международный трибунал. И он будет. За все, что они сделали против Украины», – сказал Зеленский. О том, что Россия тоже нацелилась на сбор свидетельств военных преступлений, но с украинской стороны, заявил и Лавров. «Наши военные при участии дипломатов собирают свидетельства военных преступлений, и я убежден, что мы это дело так не оставим», – сказал он на пресс-конференции с Чавушоглу. Правда, в каком суде эти свидетельства будут рассматриваться, Лавров не разъяснил.
Источник: