Рост энергоцен выходит из-под контроля
Графика pixabay.com
Эпидемия коронавируса и последовавший за ней мировой экономический кризис привели к падению спроса на всю российскую промышленную продукцию. При всем этом электроэнергия для промышленных потребителей лишь дорожает, и на рынке часто возникают все новейшие инициативы, как прирастить эту нагрузку. По воззрению энергопотребителей, ситуацию нужно поменять и, а именно, пересмотреть принципы работающей программки модернизации термических электростанций.
Согласно данным Министерства экономического развития, промышленное создание в мае 2020 года в критериях работающих ограничений снизилось на 9,6% год к году (6,6% год к году в апреле). Это вызвано падением в добыче нужных ископаемых на 13,5% в годичном исчислении (опосля 3,2-процентного сокращения в апреле), также понижением выпуска обрабатывающих отраслей на 7,2% (на 10% в апреле).
В мае наблюдается незначимое улучшение, но оно касается производства в легкой индустрии: в мае оно был на 10% ниже, чем в аналогичном месяце прошедшего года (опосля понижения на 23,1% в годичном исчислении в апреле). Падение выпуска автотранспортных средств сократилось до -42,2% опосля -60,2% в апреле. Понижение размеров производства в отраслях добывающей индустрии сопровождалось падением производственной активности в смежных отраслях: предоставлении услуг в области добычи нужных ископаемых (на 9,8%) и жд перевозках (по углю -13,9% в мае, по нефтяным грузам -8,3%).
В мае Минэкономразвития докладывало о сокращении экспорта продуктов из РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) в 2020 году на 36,04% (151 миллиардов долл.). Восстановление характеристик экспорта планируется не ранее 2024 года, а размер розничной торговли восстановиться не ранее 2022 года.
Таковая картина не могла не вызвать сокращение употребления электроэнергии в Единой энергосистеме Рф. Согласно отчетам «Системного оператора», потребление начало понижаться в марте на уровне 1,6% от аналогичного периода прошедшего года, в мае — уже на 5,5% от прошлогоднего. На 21 июня по оценке профессионалов понижение составляет около 6,1%. При сохранении текущей динамики, потребление электроэнергии в Рф по итогам 2020 года будет ниже 2019 года на 4-8%.
При всем этом в критериях кризиса электроэнергетика остается размеренно работающей отраслью почти во всем благодаря действующему механизму оплаты мощности, при котором станции могут не работать, но все равно получать плату на содержание и возврат инвестиций по проектам договоров предоставления мощности (ДПМ). В данном раскладе мучаются продолжающие работать пользователи, не отнесенные к популяции: они оплачивают невостребованные мощности станций.
В апреле 2020 года сокращение размера употребления мощности составило около 14% относительно марта 2020 года либо 10% относительно аналогичного периода 2019 года. В мае 2020 года перегрузка снизилась еще на 10% по отношению к апрелю и на 10% относительно аналогичного периода 2019 года. Но промышленные компании в мае 2020 года заплатили за мощность на 15-19% больше аналогичного платежа за май 2019 года.
В сложившейся экономической ситуации это нонсенс. Было бы разумно, если б понижение размеров употребления сопровождалось пересмотром работающих программ в электроэнергетике. В согласовании с прогнозом Минэнерго, потребление в 2020 году может снизиться на 3,9%, при всем этом восстановление экономики и размеров употребления электроэнергии ожидается не ранее 2022 года.
А именно, направляет на себя внимание последующая деталь. В 2017 году принималась программка модернизации термических электростанций, в рамках которой предполагался рост в 0,5% к фактическому потреблению за 2017 год. Но в 2020 году прогнозируется понижение потребление на 2% относительно 2017 года. Не считая того, размер мощности, потребляемый на оптовом рынке (на который распределяются все платежи за мощность), начиная с 2017 года повсевременно сокращался и в 2019 году снизился на 2%, а за 5 месяцев 2020 года стал ниже на 9% по сопоставлению с аналогичным периодом 2017 года.
Фактическое энергопотребление не совпало ни с одним прогнозом. При всем этом планируемая вкладывательная перегрузка будет распределятся на наименьшее количество потребителей.
Но, невзирая на падение спроса, предлагаются такие конфигурации в нормативно-правовые акты, которые, напротив, ориентированы на повышение издержек за мощность и не учтены в ранешних прогнозах. Посреди их: продление до 2028 года субсидирование дальневосточных потребителей; модернизация и стройку электростанций на Далеком Востоке; повышение размера прибавки для субсидирования Калининградской области; выделение отдельной квоты для проведения отборов проектов с применением российских газовых турбин большенный мощности в рамках программки модернизации ТЭЦ; финансирование строительства 2,4 ГВт генерирующих мощностей в Сибири и на Далеком Востоке для развития транспортной инфраструктуры.
И это не все инициативы в электроэнергетике, направленные на повышение издержек потребителей. Так, в июне 2020 года предложено поменять уже отобранный проект Таманской ТЭС с повышением его цены на 10% при установке российскей газовой турбины ГТД-110М и перенести пуск объекта с 2021 на конец 2023 года без штрафов.
Отдельного внимания заслуживает желание генераторов включить в отборы проектов модернизации ТЭС на 2026 год Черепетскую ГРЭС (Тульская область). Объекты станции были построены по программке ДПМ в 2015 году, а окончание платежей по ним ожидается в 2024 году. По воззрению инвестора, работа блоков станет убыточной опосля прекращения платежей по ДПМ, докладывал «Предприниматель» (23.06.20). В «Системном операторе» отметили, что в горизонте планирования до 2026 года потребностей в доборной мощности в Тульской области нет.
«Продолжающие работать компании практически обязаны нести двойную нагрузку, — отмечал «НГ» заместитель директора ассоциации «Общество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. — В особенности болезненно таковой рост цены мощности отражается на энергоемких промышленных предприятиях, которые являются основой русской экономики: повышение платежа за электроэнергию понижает выпуск продукции энергоемких отраслей в 1,6-1,8 раза больше, чем в среднем по экономике. Иными словами, отраслевые правила в электроэнергетике настроены так, что в кризисный период они не помогают экономике выбраться, а напротив, нацелены на то, чтоб «добить» тех, кто еще может сохранять бизнес активность».
«Общество потребителей энергии» в недавнешнем письме вице-премьеру Юрию Борисову выразило опаски, что темпы роста конечных цен на электроэнергию в наиблежайшие годы не получится удержать в границах инфляции, как поручал президент: по расчетам, регуляторные решения могут привести к переплате за электроэнергию в размере 121 миллиардов руб. в год, рост может в 1,5-2,2 раза превысить инфляцию. В письме содержится просьба ограничить эти темпы.
Масштабы экономического кризиса никто из профессионалов пока не может предсказать, но разумеется, что сохранение либо повышение нерыночных нагрузок в электроэнергетике приведет к ухудшению критерий работы оставшихся потребителей из-за роста издержек и, как следствие, к потере конкурентных преимуществ производимых в Рф продуктов на интернациональных рынках. Чтоб ограничить рост энергоцен, предлагается, а именно, перенести сроки проведения длительного конкурентноспособного отбора мощности (КОМ), отбора проектов модернизации генерирующих объектов термических электростанций (КОМ МОД), отбора проектов генерирующих объектов, функционирующих на базе ВИЭ (включая ТБО), а в течении отведенного времени пересмотреть базисные расчеты издержек реализуемых проектов исходя из настоящего спроса. Аналогично, промышленники считают своевременным сохранение до 2022 года (включительно) имеющихся уровней тарифов на услуги по передаче электронной энергии, а к этому сроку заинтригованные стороны могли бы уже решить делему перекрестного субсидирования, введя адресную господдержку для нуждающихся групп населения.
Источник: