С неба на землю
Такая непростая Зинаида
Гиппиус. Фото 1897 года из книги
Андрея Белого «Начало века»
Роман Лебединского – первое, насколько я знаю, художественное произведение о Зинаиде Гиппиус, Дмитрии Мережковском и людях их круга, в основе которого – многолетний труд автора по исследованию документальных источников, существующих на сегодня в разных странах (в основном – в России и США). Отдельный пласт составили дневники, в том числе интимный, книги, статьи мемуарного характера самой Зинаиды Гиппиус.
Конечно, есть книги серии «ЖЗЛ» о Гиппиус, Мережковском и Дягилеве. Но это – парадная, почти документальная серия, основанная на массе цитат и разного рода заимствований. Сама ее суть, название серии исключают по-настоящему объемный показ героя со всеми его противоречиями и недостатками, ибо какой же это замечательный человек, если у него было немало недостатков. Такие книги бывают далеки от подлинных образов и взаимоотношений героев. Роман возвращает их с неба на землю, к действительной жизни этих людей.
Роман многоплановый. Здесь и Дягилев – в будущем выдающийся деятель русской культуры, организатор вечеров русского балета в Париже, на этапе своего становления редактирующий журнал «Мир искусства», и история этого журнала; отношения Зинаиды Гиппиус с Дмитрием Философовым и создание «треугольника» четы Мережковских с ним; и ведение знаменитых Религиозно-философских собраний в Петербурге, и еще множество проблем и событий, с которыми соприкоснется читатель.
Валерий Лебединский. Вокруг
Зинаиды Гиппиус. – М.: Новые
витражи, 2022. – 304 с.
Трудный, болезненный образ Гиппиус, с трагической его подоплекой, предстает так же многопланово. Красной нитью сквозь весь роман проходят ее страдания и связанные с ними перипетии действий, где личное переплетается с общественным, то выходя на первый план, то отступая перед осознанием серьезных социальных задач. Читатель видит ее то скрытно готовящей интригу, то вмешивающейся в текст ведущего, но не ее доклада; искренне ищущей пути видоизменения православия, а то как женщину, переживающую разлуку и не могущую вернуть объект влечения – с чередованием покоя с мятежом, победы с поражением. Она – как человек и писатель – сильней и выше своего мужа Мережковского, но не представляет жизни без него, они живут и будут жить десятки лет… Главной канвой при этом, фундаментом, на котором зиждутся и личный, и общественный планы, глядится общая для всех религиозность, проблема веры. Традиции и новации. Поиск и крах.
Помимо главных героев в романе выведены философы Розанов, Бердяев, Флоренский, художники Репин, Левитан, Бенуа, Сомов, Бакст, Кустодиев, поэты Серебряного века Вячеслав Иванов, Андрей Белый, деятели культуры и православной церкви.
Рубеж ХIХ–ХХ веков в русской культуре – становление и развитие символизма. Ведущим выступает взаимодействие различных пластов русской культуры – художественного, литературного, православного. Реакции, в связи с ним, самодержавной власти. В какой степени выполнена эта задача – судить читателю.
Источник: