Саломея не стала Лолитой. Опера Рихарда Штрауса возвратилась в Большенный театр через 95 лет
В чертогах подсознания. Фото Дамира Юсупова/Большенный театр
В Большенном театре идет премьерная серия «Саломеи» Рихарда Штрауса. Эта постановка в неком смысле сенсационная: один из первых в мире спектаклей (а беря во внимание состав постановщиков и исполнителей, 1-ый), показанных для публики за крайний год. Что ж, команда Владимира Урина застолбила заслуженное пространство в хронике мировой оперы. В Нью-Йорке «Саломея», сделанная в рамках копродукции с Метрополитен-опера, пойдет через пару лет.
«Саломея» – классный по качеству и выполнению спектакль. Его в Москве ожидали весьма издавна. Это понимаешь, как раскрывается занавес и видишь темный зал дворца Ирода. Сценография (живописец Этьен Плюсс) еще преподнесет сюрприз. Когда начинает всплывать темница Иоканаана, не много кто подразумевает, что нижний ярус выпихнет верхний полностью. Воспоминание это производит экзальтированное и жутковатое сразу.
На грани действительности и работы подсознания балансирует и мир Саломеи, и сценография это визуализирует – темный зал и белоснежный подвал, темное платьице в одном пространстве и белоснежное в другом. Но не только лишь – режиссер Клаус Гут тонко выстраивает игры разума, которые приведут Саломею из мира по Набокову «бедной, замученной девченки» в каратели. Фактически синематографическими приемами – намеки, жесты, детали – Гут поддерживает напряжение. Гут пробует как детектив отыскать предпосылки беспощадности Саломеи.
Сначала спектакля девченка под звуки музыкальной шкатулки играет с куколкой, а позже остервенело и даже сладострастно отрывает ей руки. Вот она – Саломея – жертва и мстительница. Певицу Асмик Григорян сопровождают 6 спутниц, девченок различного возраста. Начиная лет с 7, когда малышка в первый раз ощутила, в какие игры играет с ней отчим – и до (условных) 14, когда она уже осознает и желания Ирода, и ощущает свою власть над ним, и, что самое ужасное, понимает предательство мамы, от бессилия перед ситуацией пребывающей в нескончаемом спиртном дурмане.
Танец 7 покрывал по очереди пляшут все девченки, от самой малеханькой (играючи) до самой взрослой (уже с тошнотворным чувством). И в этот момент Саломею становится несусветно жалко. Понимаешь, какой путь прошла героиня, сколько раз она плясала на оргиях во дворце Ирода. Этот момент и становится переломным, когда жертва преобразуется в карателя.
Кто же Иоканаан, полуголый арестант с выбеленным телом, сидячий на цепи в чертогах разума Саломеи? За что она наказывает его? Кажется, что это сам Бог, тот, в чьей защите она так нуждалась. И чьей защиты так и не получила. Убив его – а голову Иоканаану отрубают девченки, – Саломея убивает свое прошедшее и становится вольной (девченка в видеопроекции отрадно вертится под музыку музыкальной шкатулки). Но сразу она убивает и Бога – то все есть наилучшее внутри себя, и ее поглощает мгла ночи, освещаемая только прохладным светом луны. Саломея уходит, оставляя сзади и Иокасту, и упавшего замертво Ирода. Уходит не оглядываясь.
Партия, с которой Асмик Григорян прославилась опосля зальцбургского спектакля Ромео Кастеллуччи, тут заполнена иными цветами, и певица играет свою роль феноменально. Загнанный зверь, девченка, которая желает тепла, соболезнования (с дочерней нежностью она обымает Иоканаана), становится обольстительницей. Певческая виртуозность идет парой с полнотой интонирования, когда можно по одному пению представить развитие вида. Ее партнеры – тенор Винсент Вольфштайнер, не столько правитель Ирод, другими словами человек власти, сколько грешный буржуа, практически клоунесса в рыжеватом парике и платье-портьере Анна Мария Кьюри (Иокаста) и могущественный Томас Майер (Иоканаан) вкупе с Григорян составляют гармонический ансамбль.
В конце концов, дирижер Туган Сохиев, чья «Саломея» кажется сначала на техническом уровне идеальной, но чувственно стерильной, в процессе обосновывает свое право на интерпретацию, выделяющую не столько роскошь оркестровой ткани либо экзальтацию звуковых образов, сколько леденящий кошмар, который пробирает слушателя по мере понимания плана Клауса Гута.
Источник: