Сбиты на взлете
Запад наносит сокрушительный удаР по штатскому авиастроению РФ. Но кто в этом повинет?
Калашников Максим Несвияжский Артур
Не успело стихнуть эхо от заявления Владимира Путина, назвавшего отказ американских и японских поставщиков от снабжения наших находящихся в разработке магистральных самолетов МС-21 композитами просто хамством , как последовал последующий удар.
Как сказал глава Департамента радиоэлектронной индустрии Минпромторга Василий Шпак, зарубежные поставщики отказались от реализации нам авионики даже по работающим договорам. По словам бюрократа, ограничения могут коснуться поставок микроэлектроники.
Это не хамство, Владимир Владимирович, а обыденное англосаксонское устранение соперника. А вот со стороны Кремля ставка на завезенные из других стран комплектующие неимоверная тупость, за какую страна сейчас и рассчитывается.
2-ой раз на те же грабли: грустная судьба Ил-96-300
Тупость состоит в том, что в РФ с конца 90-х сделали ставку на российскее создание с внедрением готовых зарубежных узлов и девайсов. Дескать, не неудача, что у нас выбиты целые отрасли сверхтехнологичной индустрии, для чего возиться с их возрождением? Продадим нефть и купим необходимое за кордоном. Сему курсу сырьевых лодырей, обширно заявленному вице-премьером Владимиром Каданниковым в 1996-м, остались верными и при Путине. С сегодняшним плачевным итогом.
А ведь наступать на те же грабли не стоило: перед очами имелся грустный опыт совместного с янки производства самолета Ил-96-300 с ввезенными моторами Пратт и Уиттни и пилотажно-навигационным комплексом Коллинз . В 1988 году США всеми силами стремились добить СССР, а поэтому пели дифирамбы нашим авиаконструкторам и соблазняли перспективами русско-американского производства дальнемагистрального лайнера мирового класса. Дескать, соединим достоинства. Наши наивно согласились и стали созодать Ильюшин с заморскими компонентами. Но как СССР повалился, все поменялось.
МС-21 может стать жертвой курса на вписывание в глобальные производственные цепочки . Фото: rostec.ru
Сейчас покойный глава конторы Ильюшин Генрих Новожилов в собственных воспоминаниях с горечью писал, как даже опосля смерти Союза они из крайних сил делали лайнер. Получили на него интернациональный сертификат 2 октября 1991 года, когда в стране уже царствовал предсмертный хаос, а 1-ый рейс в США сделали в 1993-м. Но средств у независящей Рф в то время не было (требовалось три млрд баксов), а янки такового кредита давать уже не собирались. Как и налаживать совместное создание. А для чего? Русский Альянс с мировой арены уже устранен, мощнейший соперник в виде российского авиапрома лежит практически при погибели. Вся волынка завершилась в 1995-м. Тогда Боинг и Макдоннел-Дуглас открыто востребовали у администрации Клинтона отказать Аэрофлоту в кредите. Мотивировка? Это ненужные финансовложения в развитие самолетов неамериканского производства . 5 мая 1995-го 29 американских компаний Соединенных Штатов выпустили открытое письмо в Белоснежный дом, где откровенно именуют проект Ил-96-300 нехорошим воздействием на южноамериканскую аэрокосмическую промышленность . Ибо на средства налогоплательщиков, дескать, мы поможем выходу на интернациональный рынок машинки, субсидируемой правительством РФ. Для чего? Пускай весь мир покупает лайнеры производства США. Торговый советник президента Микки Кантор прямо заявил, что российские самолеты соперники, каковые могут отобрать часть рынка у янки.
И на машине поставили крест. Ибо без помощи других Москва на нее средств наскрести не пожелала.
Все это весьма здорово припоминает недавнешние хвастливые заявления официозной пропаганды РФ о том, что МС-21 отберет мировой рынок у Боинга . Ну да, с ввезенными движками, композитными материалами и авионикой! Понятно, что янки здесь же нанесли сокрушительный удар-апперкот. У вас собственной авионики больше нет? И моторостроение запущено? Получите отказ в импорте. Лишь чья это вина, Владимир Владимирович? Вы не знали, чем кончился опыт с Ил-96?
До этого всего российский рынок!
МС-21 это грабли номер три , перед сиим были и 2-ые: лайнер с нерусским заглавием Sukhoi Superjet 100 (свинчен на 80 процентов из импорта: движки французские, авионика тоже, электронная система южноамериканская). Пошли по полосы меньшего сопротивления собственного производства не создавать, приобрести готовое за границей. Суперджет создавался в глупейшей надежде на забугорные поставки. Дескать, внутренний рынок очень мал, даешь обширный глобальный! С МС-21 тоже широкомысленно просчитывается его экспортный потенциал. А что это значит?
До этого чем реализовать самолет за предел, его нужно сертифицировать на соответствие интернациональным требованиям. При этом если такую лицензию на доброкачественность имеют комплектующие те же движки, авионика, сервисные механизмы и прочее, то чем больше такового фарша , тем веселее проходит сертификация. Три года вспять премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития экспорта штатской продукции авиационной индустрии РФ до 2025 года, которая предполагает в этот период поставить за предел 215 самолетов SSJ и МС-21 на сумму 7,6 млрд баксов.
А раз так, то и в новеньком самолете импорта обязано быть побольше, чтоб сертификация типа в международные авиаинстанциях проходила легче, а поточнее чтоб совершенно была вероятной. Ну вот и налетели на сегодняшний отказ в поставках авионики. Ведь свою электрическую индустрия при Ельцине тяжело ранили, а при Путине добили.
И хотя как бы производитель МС-21 Иркут готов вложить в программку импортозамещения порядка 20 млрд рублей, но решение это было принято только в мае сегодняшнего года. Ну и то, как понятно, переход на электрические составляющие российского производства в этих планах не предусмотрен, все ограничивается созданием композитных деталей планера и отделкой интерьера. Забугорная ориентированность как и раньше сохраняется, лайнер планируют сертифицировать как с нашими движками ПД-14, так и с PW1400G (Pratt & Whitney).
А ведь Генрих Новожилов писал, о чем ему гласил 1-ый основной эксперт Ил-96-300 Эл Швиммер, почитавшийся папой авиапромышленности Израиля: Если мы желаем продавать собственный самолет на международном рынке, то до этого всего нужно начать его эксплуатацию у себя дома .
Вы сообразили, кремлевские мечтатели ? До этого всего государственный рынок и лишь с него можно двигать на глобальный. А это означает, что необходимо не бездельничать и не проедать нефтедоллары, занимаясь имитацией великодержавия, а вести общую индустриализацию страны. Другими словами создавать свои движки и электронику мирового уровня, приборы и гидравлику, композиты и сплавы. Заместо этого путинская команда сотрясала воздух пустой пропагандой и подменяла русскую промышленность покупкой привезенных из других стран частей, губя попутно и российские инженерно-конструкторские школы. Ну и доигралась. И не нужно ныть про хамство Запада: это ваша тупость. Достаточно оправдываться тем, что Боинг , де, тоже употребляет завезенные из других стран части. Америка способен твердо гарантировать поставки оных, а вы нет. Иосиф Сталин не додумался свинчивать самолеты СССР из привозных деталей, он собственное создание всего наладил.
А вы подвели штатское авиастроение к краху…
Максим Калашников Артур Несвияжский
Размещено в выпуске № 38 (851) за 6 октября 2020 года
Источник: www.vpk-news.ru
Источник: