Счетная палата проверила выполнение бюджета в сфере высшего образования
Счетная палата проверила, как в 2019 году исполняли бюджет Столичный муниципальный институт,Санкт-Петербургский муниципальный институт, Русская академия народного хозяйства и гос службы, Русская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Отметим, что лишь два вуза-ГРБС относятся к ведущим вузам и входят в международные рейтинги – МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) и СПбГУ. В рейтинге THE у МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) – 189 пространство, у СПбГУ – 601, в рейтинге QS – МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) занимает 84 пространство, СПбГУ – 234, в рейтинге ARWU – МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) находится на 87 месте, СПбГУ – на 301 месте.
В целом проверка подтвердила достоверность экономной и бухгалтерской отчетности МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), СПбГУ и РАНХиГС. Вкупе с тем была выявлена недостоверность бухгалтерской отчетности Академии Глазунова.
Кроме этого основного итога в процессе проверки получены результаты, указывающие на ряд системных заморочек вузов.
Так, размер муниципальных расходов на высшее образование оставался постоянным в 2018-2019 годах и составлял порядка 0,47% ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства). При всем этом огромную часть экономного финансирования – иногда до 82% – высшие учебные заведения растрачивали на выполнение доведенного до их муниципального задания. Данные средства в большей степени уходили у их на выплату зарплат и налогов. Такое распределение издержек типично как для вузов, имеющих статус основных распорядителей экономных средств, так и для других вузов, включая столичные и расположенные в субъектах Русской Федерации. С учетом этого, у вузов фактически не остается средств на формирование бюджетов развития. Эта ситуация сформировывает риск недостижения цели Президента по обеспечению глобальной конкурентоспособности русского образования.
Чтоб довести размер финансирования госзадания до предусмотренного уровня экономных ассигнований вузам-главным распорядителем средств федерального бюджета используются коэффициенты сглаживания. Из-за внедрения данных коэффициентов возникают опасности безосновательного завышения либо занижения размера денежного обеспечения госзадания. В процессе проверки установлено, что суммы финансирования МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), РАНХиГС и Академии живописи оказались ниже рассчитанных по нормативам на 1 миллиардов руб., 758 млн руб. и 26 млн руб., соответственно.
При всем этом Счетная палата отметила, что сейчас порядок расчета нормативных издержек на оказание образовательных услуг не учитывает индивидуальности дистанционного обучения. Переход на наиболее обширное внедрение онлайн обучения просит конфигурации подхода к расчету нормативных издержек, другими словами механизма формирования размера денежного обеспечения муниципального задания.
Счетная палата выявила задачи с выполнением майского указа Президента от 2012 года по уровню оплаты труда отдельным категориям работников экономной сферы. Так, в Академии Глазунова заработная плата профессорско-преподавательского состава (ППС) составила 147% заместо 200% от средней по региону оплаты труда. В остальных 3-х университетах ниже норматива оплачивался труд мед персонала и работников культуры. При плане в 100% заработной платы младшего медперсонала составляли от 56 % в МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) до 95,6 % в СПбГУ, работников культуры – от 75,6 % в СПбГУ до 78 % в РАНХиГС.
При всем этом Счетная палата отметила важную делему, которая может приводить к недостижению установленного уровня зарплаты. При планировании расходов на увеличение оплаты труда Правительством рекомендовано употреблять показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у личных бизнесменов и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности). При всем этом информация о значениях данного показателя представляется Росстатом с запозданием. К примеру, о среднемесячной заработной плате по итогам года – раз в год 15 апреля последующего года. В итоге учреждения в течение года не имеют инфы о нужном уровне заработной платы.
В части кадрового обеспечения Счетная палата направила внимание на то, что показатель численности студентов в расчете на 1 работника ППС, установленный Правительством в размере 12 человек, не учитывает отраслевую специфику вузов и индивидуальности организации образовательного процесса. Так, в 2019 году СПбГУ он составлял 6 студентов на педагога, в РАНХиГС – 15,2, в МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) – 8,4, в Академии Глазунова – 4,7. Другими словами в университетах, интенсивно развивающих личный подход, также имеющих индивидуальности организации учебного процесса (творческие университеты, технические университеты и т. п.), значение показателя добивается лишь 4-8 человек.
Для сопоставления в ведущих глобальных институтах данный показатель меньше 12. Так, в University of Cambridge он оставляет 10,9, в Stanford University – 7,3, Harvard University – 9,2, в Yale University – 5,4.
Проверка имущественного комплекса также выявила задачи. СПбГУ с 2015 года не делает свои обязательства по содержанию объектов культурного наследства (ОКН). На начало 2020 года их в составе имущественного комплекса Института было 66. Причина невыполнения обязанностей – отсутствие финансирования на содержание ОКН, которое не выделяется, невзирая на то, что СПбГУ часто заявляет о доп потребностях. По данным Института, для устранения этого нарушения ему необходимо 20,3 миллиардов рублей. Похожая ситуация сложилась в Академии Глазунова. 5 из 9 объектов, находящихся в управлении, относятся к ОКН. На их реконструкцию и серьезный ремонт необходимо 1,2 миллиардов рублей, но средства из федерального бюджета также не выделяются.