Штрафы за нарушение самоизоляции дают простить
Высочайшими штрафами людей стимулировали к соблюдению карантина, но случались и ошибки. Фото с веб-сайта www.мвд.рф
Как сделалось понятно «НГ», президентский Совет по правам человека (СПЧ) подготовил доклад о ходе борьбы с коронавирусом – «Уроки эпидемии исходя из убеждений соблюдения прав и свобод человека и гражданина». Делается вывод, что карантинные меры склонились в сторону игнорирования этих прав и свобод. Для преодоления допущенных перегибов властям рекомендуется, к примеру, отменить штрафы, выписанные нарушителям самоизоляции.
Как ранее писала «НГ» (см. номер от 25.05.20), СПЧ приступил к составлению такового доклада еще в конце марта. Документ, в том числе, должен посодействовать властям приготовиться к вероятной 2-ой волне эпидемии, но уже не допускать возмутительных случаев сокращения штатских прав в период карантинных ограничений.
Сначала правозащитники указали на огромное количество жалоб, связанных с предназначением штрафов за нарушение самоизоляции. В СПЧ считают, что с учетом сложной экономической ситуации оплата (выдача денег по какому-нибудь обязательству) этих достаточно больших штрафов может нанести вред благосостоянию почти всех русских семей. Потому властям предложено отменить все штрафы в досудебном порядке в этом случае, если деяния нарушителей не повлекли негативных последствий вроде инфецирования остальных людей. Как считают правозащитники, вначале при помощи санкций власти добивались только сокращения числа нарушителей изоляции. Так что сейчас их отмена «никак на эту цель плохо не воздействует».
СПЧ не прошел мимо и расширительного, также часто искаженного толкования силовиками положений законодательства о массовых мероприятиях. В ряде всевозможных случаев сотрудники органов правопорядка ошибочно трактовали одиночные пикеты как массовые мероприятия, проведение которых было запрещено. И сейчас власти, считают в СПЧ, должны отдать некое официальное объяснение правового смысла «массовых одиночных пикетов», также статуса людей, находящихся в «очереди на одиночный пикет».
В докладе СПЧ напоминается, что и в юридическом обществе, и посреди обыденных людей не один раз высказывались сомнения в законности вводимых властями на местах ограничений. Сначала июня Минюст вынес заключение, что все запретительные меры в критериях пандемии были «приняты в границах компетенции соответственных органов власти и непременно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья людей». Но этот вывод, увидели правозащитники, изготовлен, видимо, на основании некоторых аналитических материалов, отсутствующих в открытом доступе. В ведомство уже ориентирован запрос о предоставлении этих данных, но ответа пока не последовало, а означает, вопросцы к легитимности ограничений все-же остаются. Поэтому что это «установление ограничений конституционных прав людей нормативными актами органов госвласти субъектов РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции, закрепляющей, что главные права людей могут быть ограничены лишь федеральным законом».
Отдельная часть доклада СПЧ – о цифровых профилях интернет-пользователей, их привязке к личным данным. Идет речь, к примеру, о несоответствии ряда технологий законодательству о индивидуальных данных и в целом о незащищенности крайних. Потому СПЧ собирается инициировать «суровую общественную дискуссию о допустимости вмешательства страны в личную жизнь людей средством формирования и использования их цифровых профилей». А именно, планируется поставить вопросец о повышении ответственности за неправомерные деяния с индивидуальным данными, чтоб уравнять ее с той, которая следует за разглашение следственной либо гос потаенны.
Эпидемическая ситуация, говорится в докладе СПЧ, занесла коррективы и в реализацию избирательных прав. Нужно объяснить, допустима ли, например, предвыборная агитация в период приостановления избирательной кампании. Вероятны ли заочные съезды. Обозначенные вопросцы «могут быть урегулированы как федеральным законом, так и нормативным актом ЦИК РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)».
Правозащитники обеспокоены и возникавшими неуввязками при возвращении на родину трудовых мигрантов, потерявших работу в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Центры временного содержания оказались переполнены – и еще на данный момент в их содержится до 5 тыс. человек. А гастарбайтеры сетуют на неоказание мед помощи и денежные утраты. С таковыми же трудностями сталкивались и освободившиеся заключенные. Они не получали от страны никаких средств персональной защиты, транспортных карт и пропусков, нужных для передвижения к месту проживания. При всем этом публичных контролеров не допускали в места заключения весь период эпидемии даже в противочумных костюмчиках, хотя следователи беспрепятственно вели взаимодействие с жителями СИЗО и колоний.
Источник: