Свердловская музкомедия не стала одалживать тенора – нашелся собственный
Непревзойденный кастинг – отличительная черта данной постановки. Фото Софии Насыровой/Пресс-служба Свердловского театра музыкальной комедии
Мюзикл «Одолжите тенора» Брэда Кэрролла на либретто Питера Шэма по пьесе Кена Людвига в первый раз в Рф поставили в Свердловском театре музыкальной комедии в Екатеринбурге. 3-я премьера сезона в этом театре стала полномасштабным дебютом 24-летнего режиссера Антона Музыкантского на большенный сцене.
Южноамериканский продюсер, режиссер и комедиограф Кен Людвиг, написавший пьесу Lend me a tenor, по проф образованию к тому же юрист, и с юридической точки зрения очевидно получал большущее наслаждение, когда закручивал пружину сюжета о ухищрениях директора Кливлендской оперы, задумавшего спасти собственный театр от утраты рейтинга за счет приглашения итальянского тенора. Тут ему удалось хорошо пройтись прожектором собственного прямолинейного южноамериканского юмора сходу по нескольким стратегическим фронтам: мифу о итальянском теноре, а заодно и итальянским характерам, сопоставлению моделей американской и итальянской семей, мотиву о юном еврее-теноре, спасшем положение, но в итоге добавившем истории нежданных поворотов еще на целое действие. У директора Кливлендской Гранд-Опера Генри Сандерса целых три супруги, практически как в гареме, а у итальянца Тито Мерелли – одна Мария, с которой они вечно ссорятся, на грани развода, но жить друг без друга не могут, даже когда супруга застает за дверью поклонницу тенора, мгновенно подозревая супруга в очередной измене. Тема брачной измены тут плотно зарифмована с принужденным обманом тысячной аудитории, пришедшей слушать итальянскую звезду, а по факту получившей звезду южноамериканскую, восходящую в лице умного еврея-очкарика Макса Гербера, знавшего назубок партию Отелло и смогшего поменять проспавшего собственный выход заезжего гастролера.
Попавшая на подмостки Бродвея и Вест-энда во 2-ой половине 1980-х, его комедия захватила большенную популярность у публики, здесь же отправившись путешествовать по свету. Комедия положений с водевильным заглавием, отдающая сейчас душком провинциальной антрепризы, в какую ее были готовы перевоплотить некие театры, обрела новейшую жизнь, став в 2006 году мюзиклом. Брэд Кэрролл, сочиняя музыку, подпитывался почти всем, не обойдясь без достижений «Моей прелестной леди» Лоу, без «Акселя у ворот небесных» Бенацки, создав при всем этом нечто полностью оригинальное, оживленное, будоражащее воображение, полное хорошо скроенных мелодий, фактур, гармоний, ритмов, смыслов. Что и гласить, если для себя в ассистенты он брал партитуру «Отелло» Верди, со звуков вступительного хора которого и начал собственный мюзикловый шедевр, схлестнув два могучих жанра в битве за любовь и кошелек зрителя. Тонущую оперу в итоге пришлось выручать мюзиклу, благополучно на ней выплывающему и выходящему сухим из воды. В конце же мюзикла все разрешается очень благополучно – приблизительно так, как в наилучшей оперетте, где любой получает свое вознаграждение по заслугам, а еврейский тенор Макс Гербер – двойной гонорар от самого Тито Мерелли, по стечению несуразных событий открывшего миру новейшую звезду. А заодно благодаря гриму и костюмчику Отелло – и дочку директора оперы Мэгги Сандерс.
«Одолжите тенора» был запланирован к постановке еще предшествующим директором, человеком-легендой Мишей Сафроновым, блистательно возглавлявшим этот один из ведущих в стране театров музыкальной комедии, но в позапрошлом году ушедшим из жизни. Он, умеющий улавливать из воздуха настроения публики, способный определять и новейшие тренды, как как будто ощущал, как нужен будет искалеченному пандемией обществу этот психотерапевтический «продукт». Ну и как умно было решить в городке с реальным театром оперы и балета дерзко поставить на повестку денька делему нехватки реальных теноров, которых вечно недостает не только лишь на Урале, да и в 2-ух столицах. Зрителя на этом спектакле вводят в подобие комедийного транса, доводя до практически истерической кульминации, когда на сцене возникают сходу три, будто бы клонированных, замазанных морилкой Отелло, пустившихся исправлять практически безнадежное положение, какого, как опять выяснилось, не бывает. Труппе Свердловского музкома не привыкать принимать новейшие вызовы. В мюзикле «Одолжите тенора» артистам пришлось принять правила игры реального мюзикла с его упругой ритмической застройкой, которой занимался Антон Музыкантский совместно с хореографом Светланой Асуевой, поставившей зажигательные номера с удивительным степом, выбивающим искры из-под гулких каблучков. Постоянно отличающийся отменными кастингами, театр не подвел ожиданий и сейчас. И даже выбор артиста на главную роль, которым стал Николай Капленко, отличился сочетанием эффекта наружного сходства со известным партнером Каллас Джузеппе ди Стефано, а его дальний от оперного блеска глас так совершенно подошел для мюзикловой пародии на оперную вампучность. Вообщем, в данной пьесе счастливым тенора навряд ли назовешь: то толпы безумных поклонниц, то ревнивая супруга, то испорченные креветки на банкете, ну и все его сцены с юным преемником отличались каким-то завышенным гуманизмом. Правда, я бы на месте режиссера больше поработал над итальянским упором, чтоб он не смахивал ни на одесский, ни на кавказский. Примадонне музкома Светлане Кочановой как влитое село платьице оперной примадонны Дианы Дивейн. Ее «цыганочка с выходом» в гостиничном номере перед Тито у его постели в ожидании бурной ночи – виртуозное попурри из самых фаворитных арий, включая Лючию ди Ламмермур, Мадам Баттерфляй, Тоску и даже Кармен, и даже для российского прикола выходную арию Снегурочки под азартный аккомпанемент оркестра под управлением Антона Ледовского – навряд ли оказалась бы под силу оперной сотруднике. Яркой вышла жаркая Мария у Татьяны Мокроусовой, и обворожительно-обворовательной – субретка Мэгги у Екатерины Мощенко. Ну и заместитель головного героя – суфлер Макс Гербер в выполнении Евгения Елпашева прочертил настолько колоритную, четкую, графичную черту меж поколениями, нарисовав образ не только лишь рельефной, цепляющей, надуманно неброской пластикой, да и показав то, ради чего же его одолжили, – полетный, теплый и сердечный тенор.
Екатеринбург–Санкт-Петербург
Источник: