Свобода, равенство, папство
Фото Reuters
Папа Римский Франциск подписал и обнародовал свою третью энциклику «Fratres omnes» (лат.), «Fratelli tutti» (ит.), заглавие которой в переводе на российский звучит как «Все братья». Как объясняет официальный портал Святого престола, новейший документ призван указать пути для сотворения «наилучшего, наиболее справедливого и бесконфликтного мира». Сам понтифик при подписании текста у гробницы святого Франциска в городке Ассизи 3 октября отметил, что к созданию «социальной» энциклики его подтолкнула эпидемия коронавируса: «Эта форсмажорная ситуация на глобальном уровне показала, что никто не спасется в одиночку и что пришло время мечты о «едином населении земли», в каком все – братья».
Это на нынешний денек самый длиннющий текст Франциска. Специалисты подсчитали, что он состоит как минимум из 45 тыс. слов. В каждой из восьми глав, на которые делится текст, создатель затрагивает более острые задачи, вставшие перед населением земли за крайнее время и особо животрепещущие во время пандемии. Один из основных выводов папского послания – необходимость сотворения «глобального братства» либо хотя бы «рвения к его созданию» – припоминает идеи Величавой французской революции, которая под лозунгом «Свобода, равенство, братство» привела к разрушению старенького абсолютистско-клерикального порядка.
Следующие два столетия революционные силы вели отчаянную борьбу с ограниченными кругами, предводительствуемыми католическими политиками и духовенством. В целях дискредитации концепции «всечеловеческого братства» клерикалы старательно делали конспирологические конструкции, в каких новейшие веяния представлялись плодом злой воли потаенных обществ вроде масонских лож, типо одержимых целью ниспровержения христианства. Пригодилось наиболее 200 лет, чтоб главные ценности новейшего гуманизма прозвучали в энциклике римского первосвященника.
Параграф конкретно с таковым заглавием – «Свобода, равенство и братство» – есть в сегодняшнем ватиканском документе. «Братство – это не только лишь итог критерий почтения личных свобод либо определенной регулируемой справедливости. У братства есть что предложить свободе и равенству. Что происходит без сознательно культивируемого братства, без политической воли братства, воплощенной в воспитании братства, диалоге, открытии взаимности и обоюдного обогащения как ценностей? Бывает, что свобода сужается, в итоге что возникает быстрее состояние одиночества, незапятанной автономии… Сиим ни при каких обстоятельствах не исчерпывается достояние свободы, направленной до этого всего на любовь. Равенство не достигается абстрактным определением, что «все люди равны», но возникает в итоге сознательного воспитания братства. Те, кто способен быть лишь партнером, делают закрытые миры. Какой смысл может иметь в данной схеме человек, не принадлежащий к кругу партнеров, пребывающий с мечтой о наилучшей жизни себе и собственной семьи? Индивидуализм не делает нас наиболее вольными, равными, наиболее братьями. Обычная сумма личных интересов не может сделать наилучший мир для всего населения земли. Она также не может уберечь нас от огромного количества зол, которые стают все наиболее глобальными. Конкретный индивидуализм – самый непростой вирус, который необходимо одолеть. Он принуждает нас поверить в то, что следует отдать волю нашим амбициям, будто бы методом скопления личных амбиций и убежденности внутри себя может быть выстроить общее благо», – говорится в тексте.
Папа Франциск не в первый раз обращается к данной идее. В 2016 году, принимая паломническую делегацию французских политиков из области Рона-Альп, понтифик заявил: «Свобода, равенство и братство не могут оставаться призрачным знаменем, эти ценности необходимо разглядывать в связи с их непознаваемым основанием». На этот папский пассаж тогда отреагировали в Российской православной церкви. В октябре 2017 года патриарх Столичный и всея Руси Кирилл парировал: «Если свобода, то не быть может равенства. Поэтому что свобода – это просто луг, на котором вырастают цветочки и травки, и любая травка поднимается в меру собственной силы. Равенства нет: одна наиболее мощная, иная послабее, а третью совершенно не видно. А вот если равенство, то это подстриженный газон, все равны, но никакой свободы». Предстоятель РПЦ также отметил, что «если б пораньше о этом задумались наши горе-интеллектуалы, если б такового рода сопоставление пришло им в голову, если б такового рода сопоставление распространить в массовом сознании, то, быть может, повнимательнее отнеслись бы к этому соблазнительному девизу, ведь революция совершалась сначала ради свободы».
Пока понтифик придумывал свою энциклику, в католическом обществе стали появляться рассуждения о том, что церковная иерархия «в угоду масонам» замешана в разработке «единой мировой религии». Эту идея, к примеру, прошлым в летнюю пору высказал один из самых ярчайших оппонентов папы Бергольо – прошлый папский нунций (посланник) в США архиепископ Карло Мария Вигано. «На этот момент мы можем узреть реальное и эпохальное столкновение меж хорошем и злом, меж отпрысками света и отпрысками тьмы. Шокирует то, что высшие католические иерархи открыто ставят себя на службу князю этого мира, принимая требования, выдвигаемые Организацией Объединенных Наций в отношении глобализма, масонского братства, мальтузианского экологизма и иммиграции. Создается единая глобальная религия без догм и морали, согласно желанию масонства, и разумеется, что Бергольо – вкупе с теми, кто стоит за ним и поддерживает его, стремится возглавить эту адскую пародию на Церковь Христа», – написал Вигано в одном из собственных открытых писем. Поводом для подобного умозаключения, как и для папских раздумий о братстве, стала эпидемия COVID-19, также реакция и деяния Церковной церкви во время борьбы с распространением заболевания. А именно, Вигано уверен, что объявление Глобальной организацией здравоохранения масштабной эпидемии и закрытие в данной связи церковных храмов для верующих различных государств были только предлогом. Основная же цель – создание «мирового правительства, неподвластного всякому контролю».
Это невзирая на то, что в сегодняшнем тексте Франциска о мировом правительстве нет ни слова, зато слово «братство» с разными эпитетами типа «человеческое», «вселенское», «всеобщее» употребляется около 40 раз. Папа также признался, что к размышлениям о всеобщем братстве его мотивировали не только лишь католические святые, да и протестанты Мартин Лютер Кинг и Десмонд Туту, индуист Махатма Ганди, также глава исламского института Аль-Азхар шейх Ахмад ат-Тайиб, с которым фаворит католиков встречался в Абу-Даби в феврале 2019 года.
В связи с сиим броско и то, что в весеннюю пору с.г. в свет вышла книжка доктора теологии и религиоведения Института Вилланова (США) Массимо Фаджоли «Переходный понтификат папы Франциска. Движение к глобальному католичеству». Ватиканист уверен: руководящей мыслью сегодняшнего понтификата служит переосмысление понятия «граница». «Для Франциска граница никогда не была просто limes (по-латыни – твердая граница), но постоянно limen (по-латыни – порог). Ни одна граница, таковым образом, не может претендовать на исключение «другого», так как граница по определению предполагает «другого». Там, где папа Бенедикт XVI находил церковь-крепость, Франциск уповает узреть, как рушатся стенки и твердыни всех видов – физические, доктринальные и духовные».
Утверждения Фаджоли особенным образом высвечивают тот факт, что вступление к новейшей энциклике озаглавлено «Без границ». «Я весьма желаю, чтоб в это время, когда нам дано жить, признавая достоинство каждой людской личности, мы могли возродить глобальное рвение к братству без границ. Нам необходимо общество обоюдной поддержки, в каком люди помогают друг дружке глядеть в будущее. Поодиночке есть риск узреть миражи. Мы мечтаем как единое население земли, как странники, состоящие из единой плоти, как детки земли, которая воспринимает нас всех, любой с богатством своей веры и убеждений, любой со своим голосом», – пишет понтифик. Он завершает энциклику 2-мя молитвами. В одной из их создатель обращается к Творцу, в какой просит, чтоб сердца людей были «открыты для всех народов и наций земли, чтоб признать добро и красоту, которые Ты посеял в любом из их, чтоб укрепить узы единства, общих проектов, общих надежд». В иной, под заглавием «Экуменическая», призывает «узнавать Христа в любом людском существе», чтоб «найти, что все народы важны, все нужны, что они – различные лица 1-го и такого же населения земли, возлюбленного Богом».
Источник: