Дневные ритмы управляют уборкой мозга
Дневные ритмы управляют уборкой мозга
11 сентября 2020
Работа «канализационных» сосудов в мозге зависит не столько от сна, сколько от дневных ритмов.
Каналы мусороуборочной «глимфатической» системы в мозге мыши. (Фото University of Rochester Medical Center.)
Открыть в полном размере
‹
›
Обычно биохимический мусор из тканей и органов отводят кровь и лимфа. Но у мозга есть своя мусороуборочная система, которая именуется глимфатической и которая управляет потоками спинномозговой воды. (Спинномозговая жидкость заполняет межклеточные промежутки, а резервуаром для неё служат желудочки мозга и спинномозговой канал.)
Кровеносные сосуды в мозге окружены чехлами из отростков астроцитов – вспомогательных клеток нервной системы, которые именуются глиальными. Выходит двойная трубка, и в просвет меж её 2-мя стенами просачивается «замусоренная» межклеточная жидкость, которая фильтрует мусор в кровеносный сосуд. Причём астроциты делают в ней давление, так что фильтрация тут не пассивная, а активная. Систему окрестили глимфатической: работала она подобно обыкновенной лимфатической, лишь изготовлена была из глиальных клеток.
Глимфатическую систему открыли сравнимо не так давно, и на данный момент интенсивно изучают. Мы уже как-то писали, что она активизируется во время сна, причём лучше спать на боку, чтоб глимфатическая система работала с большей эффективностью. Но сон сам по для себя – следствие дневных, либо циркадных, ритмов. От этих ритмов зависит и обмен веществ, и работа иммунитета, и почти все другое. В новейшей статье в Nature Communications исследователи из Рочестерского института пишут, что в случае с глимфатической системой дело не столько во сне, сколько конкретно в дневных ритмах.
В опытах мышей погружали в общий наркоз на полные день, но их глимфатическая система активизировалась всё равно днём – другими словами тогда, когда мыши в норме дремлют. Вообщем, это не означает, что в остальное время глимфатическая система отдыхала. По сути, она работает и в периоды отдыха, и в периоды бодрствования. Когда мышам полагалось бодрствовать, спинномозговая жидкость, заполняющая промежутки меж клеточками мозга, при помощи глимфатической системы оттекала в лимфатические узлы в шейке. Так как в лимфатических узлах посиживает много различных иммунных клеток, они могут стремительно и правильно отреагировать на вероятную заразу. А так как зараза наиболее возможна не тогда, когда звериное дремлет, а когда оно интенсивно бегает по окрестностям, то понятно, почему межклеточная жидкость конкретно в период бодрствования оттекает в лимфатические узлы.
Хотя сон и бодрствование подчиняются биологическим часам, их можно сломать, если нарушить собственный распорядок денька. Мыши сиим навряд ли будут заниматься, а вот люди – полностью. Недостающий сон, кавардак в том, когда мы встаём, едим, ложимся спать, портят механизм дневных ритмов – подобно тому, как можно попортить механизм часов, если начать вручную крутить на их стрелки.
Из-за сломанных био часов начнутся аномалии и в остальных физиологических действиях, которые от их зависят – к примеру, в работе глимфатической системы. Посреди молекулярного мусора, который она убирает из мозга, есть белки, с которыми соединены нейродегенеративные заболевания, вроде синдрома Альцгеймера и синдрома Паркинсона. Потому можно представить, что нарушения в работе глимфатической системы, возникшие из-за сбитых дневных ритмов, могут стать одним из причин, повышающих риск схожих болезней.
Источник: