Лишь элита будет обучаться в офлайне
В МФТИ на фронтальный план выходит проектный подход, студенты не стремятся к нормативам, а защищают свой продукт. Фото со странички МФТИ в «ВКонтакте»
Крайние 5–10 лет о цифровизации гласили все: страны, компании, топ-менеджеры и аналитики. По данным McKinsey, 92% компаний планировали поменять бизнес-модель, чтоб приспособиться к новейшей цифровой действительности. Предполагалось, что уже к 2030 году наступит полная цифровизация – офлайн-сервисы уйдут на 2-ой план, удаленная учеба (совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта) и работа станут нормой, производства будут работать в автоматическом режиме, а наличные средства останутся в прошедшем.
Но трансформации происходили медлительно и недостаточно отлично, что и обосновала эпидемия коронавируса. Большая часть отраслей оказались не готовы к «наполовинувоенному» положению. На данный момент, когда в мире равномерно снимают карантинные ограничения, можно выделить несколько трендов, которые уже изменили нашу действительность в период пандемии и быстрее всего продолжат трансформировать ее в дальнейшем.
По данным ЮНЕСКО, лишь 55% домохозяйств имеют доступ к вебу. При всем этом как минимум 1,6 миллиардов учащихся из-за пандемии коронавируса закончили учиться в школах и университетах. Переключиться на учебу в онлайн-формате удалось не многим из-за отсутствия размеренного доступа к вебу и компу. С данной неувязкой первым столкнулся Китай, потом страны Европы, США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Наша родина.
Вообщем, наличие размеренного доступа к вебу и девайсам не гарантирует резвой и удобной адаптации к новеньким условиям. Появляются препядствия с дисциплиной и мотивацией. Приходится без помощи других выстраивать рабочий график, план работы и учебы. В итоге у работников резвее наступает выгорание, а учащиеся с трудом усваивают новейшую информацию – это уже обосновывают 1-ые исследования.
В то же время одна из самых огромных заморочек удаленки – отсутствие социализации, нарушение баланса меж работой и отдыхом, препядствия с вниманием и концентрацией.
Эпидемия также показала, что формат образования становится фактором расслоения общества. Произошел скачок автоматизации образовательного процесса, возникло много онлайн-лекций, курсов, тестов. Спрос тоже возрос: к примеру, в апреле активность на платформе Coursera возросла на 644% по сопоставлению с этим же периодом в 2019 году.
Но всеполноценно воспользоваться онлайн-ресурсами могут лишь те, кто умеет обучаться. Мелкие ученики не получают всего, что может отдать онлайн-образование: отсутствует важная функция повторения на невербальном уровне за остальным человеком, коллективное взаимодействие. Онлайн-технологии и предлагаемый сейчас контент, на мой взор, не могут обучить обучаться. И тут обязана проявиться главная роль родителей и школы.
Если до этого цифровые услуги числились кое-чем неповторимым, сейчас они, напротив, стают массовым продуктом. Так, курс на Coursera доступен любому, а поступить в неплохую школу могут единицы. С переходом в режим дистанционного обучения возрастает разрыв меж массовым и элитарным образованием, которое будет иметь в виду личный подход и офлайн-взаимодействие.
Эпидемия поставила под колебание непоколебимость почти всех систем, которые не изменялись в течение долгого времени. В сфере образования годами велись дискуссии о различиях меж онлайн- и офлайн-учебой, о несовершенствах аттестации, о роли школ, вузов и высшего образования в современных реалиях.
Переход в онлайн-среду, вызванный коронавирусом, наглядно показал, что сами по для себя аудитории, залы, общежития ничего не значат. Важны познания, которые дает учебное заведение. Источник познаний – это не технологии, лекции и вебинары, а люди, общество.
В образовании значимую роль играет бренд учебного заведения, вклад в который заносят его история, успехи выпускников, частично географическое положение. Также исследовательские задачки, которые решают его сотрудники. Но развитие образовательных онлайн-платформ, которое безизбежно произойдет опосля пандемии, усилит мобильность познаний – все они пореже будут привязаны к определенному учебному заведению.
Резюме педагогов и исследователей будет состоять из различных мест работы, привязка к одному университету пропадет совсем. Это уже происходит. В итоге университеты сохраняют за собой две главные функции – социализации, так как они предоставляют доступ к обществу, и сертификации, так как берут на себя задачку оценивания.
Подход к оценке познаний тоже изменяется. Обычный формат экзаменов с твердой стандартизацией уходит на 2-ой план. Некие университеты уже отрешаются от итоговых тестов и оценивают студентов по их работе в течение семестра и учебного года.
Компании тоже пересматривают обычный формат аттестации персонала, который перевоплотился в рутину и нередко делается для галочки. Так, Microsoft, Adobe и Dell еще до пандемии начали отрешаться от системы KPI в оценке работы служащих, а в период карантина эта метрика в принципе стала неэффективна.
В МФТИ мы уже опробовали иной метод оценки результатов учащихся в рамках фестиваля по программированию и искусственному уму Rucode, организованного вместе 10 университетами из различных регионов РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Оканчивающим шагом образовательного курса стал не тест, а массовый чемпионат по программированию. В нем выпускники смогли оценить собственный уровень по сопоставлению с участниками разной подготовленности.
Так как эпидемия убыстрила почти все процессы, упростился и подход к запуску проектов. Сделалось понятно, что инициативы должны воплощаться резвее и эффективнее. Это отражается и на системе образования. На фронтальный план выходит проектный подход, при котором учащиеся не стремятся к нормативам, а защищают свой продукт.
Проектный подход используют в образовании по всему миру, существует даже интернациональная инициатива CDIO – «Выдумывай-Разрабатывай-Вводи-Управляй», к которой подключен МФТИ. К примеру, в Техническом институте Чалмерса (Гетеборг, Швеция) студентам поручают создать маленькой гоночный болид с прохождением всех шагов – от идеи до производства. Число таковых форматов в образовательной среде прирастает.
Эпидемия задала вектор цифровизации, но развитие событий все еще зависит от того, какие решения мы будем принимать в дальнейшем. В этих критериях необыкновенную ценность получают два навыка – упругость и критичное мышление. Конкретно эти характеристики историк Юваль Харари называл главными способностями человека грядущего в собственной книжке «21 урок для XXI века». Разумеется, на данный момент наилучшее время для их развития.
Источник: