Трагическое звучание игривых историй любви Мопассана
В «Новеллах о любви» артисты играют по две, три и даже четыре роли каждый.
Фото с сайта www.teatrvfk.ru
В новом спектакле «Новеллы о любви» по Мопассану в Санкт-Петербургском академическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской – 14 новелл, полсотни персонажей и невероятное количество костюмов, выполненных в стилистике как XIX, так и ХХ века.
Первая треть спектакля – чувственная, острая, «французская» – все как мы любим. Но вот «Бесполезная красота» в конце первого акта напрочь отметает, отрицает эту чувственность. Графиня (Елизавета Нилова) сообщает мужу (Александр Анисимов) о своей мести: один из семи их детей – от другого мужчины. Мотив этой мести – ее желание прекратить интимные отношения, в которых он выступает как ревнивый собственник, обеспечивающий свой душевный покой непрерывной чередой ее беременностей. (Проблематика группы в соцестях наподобие «Стоп: нарцисс, абьюзер, психопат!» отдыхает.)
Сидишь в состоянии когнитивного диссонанса средней тяжести: постановщик, главный режиссер театра Леонид Алимов, явно на стороне женщины, но при этом чувствуется некий подвох, как будто нас готовят к тому, чтобы перейти в какое-то иное пространство, где действуют иные законы взаимного тяготения и отталкивания. Пресловутая ремарка «шли годы» воплощается в антракте. Вот и живите с этим – сходите в буфет, выпейте шампанского. Или пятьдесят граммов коньяку.
И когда в начале второго акта наступает развязка этой «Бесполезной красоты» – после шести лет наблюдений за мучениями своего постаревшего мужа графиня сумела наконец разглядеть в нем не насильника, а любящего мужчину, – она признается: измена была мнимой… Первый искренний поцелуй после семнадцати лет брака. (Насельницы группы в соцсетях тоже иногда задаются неожиданным для себя вопросом: «А может быть, абьюзер – это я?!») В спектакле же развязка истории, выстроенной по законам притчи, дарит зрителю вздох облегчения.
После следующей за ней новеллы «Два приятеля» чуткий зрительный зал безошибочно улавливает тему – «Война и мир» по Мопассану. Во время осады Парижа двое персонажей – мобилизованные часовщик Мориссо (Вадим Лунгу) и галантерейщик Соваж (Родион Приходько) в состоянии голода и легкого алкогольного опьянения решают вернуть себе кусочек своей безмятежной довоенной жизни, отправляясь на рыбалку. Там, на ничейной территории, куда им посчастливилось добраться, узнав пароль, они начинают спорить (процитируем здесь Мопассана: «Разрешая важные политические вопросы с точки зрения здравого смысла мирных и ограниченных людей, сходясь на том, что люди никогда не будут свободны. А Мон-Валерьен грохотал без умолку, разрушая своими ядрами французские дома, обрывая жизни, уничтожая людей, кладя конец стольким мечтам, разрушая столько фантазий, столько лелеемых радостей, столько надежд на счастье, причиняя сердцам женщин, сердцам девушек, сердцам матерей, здесь и в других странах, страдания, которым никогда не будет конца»).
Но как протест против войны «мирных и ограниченных людей», так и осознание ее неизбежности, обессмысливаются – прекращаются двумя выстрелами, произведенными по приказу прусского офицера. Герои войны – это те, кто по воле случая стали персонажами мифа. Мориссо и Соваж не выдали пароль и исчезли, об этом никто никогда не узнает. Такова жизнь и такова смерть во время войны.
Новелла «Койка-29» поначалу возвращает зрителя к интонации первой трети спектакля: великий покоритель женских сердец капитан Эпиван (Евгений Кошелев) влюбляется в красавицу Ирму (Елизавета Нилова). Городские обыватели возмущаются: «Когда же перестанут кормить этих дармоедов, которые только и знают, что бренчат своими жестянками по тротуарам?» Желание обывателей сбывается: начинается война, игривая история любви обретает трагическое звучание.
…Эпический размах, обнаруженный постановщиком Леонидом Алимовым при соединении новелл Мопассана в единое пространство, будоражит воображение. Это второй совместный спектакль режиссера со сценографом и художником по костюмам Владимиром Фирером. (Они вместе сделали на этой сцене еще один хит – «Обломова» по роману Ильи Гончарова.)
В спектакле есть «открытый микрофон», у которого перед кюре – и одновременно перед всем зрительным залом – исповедуются персонажи. А еще в нем – смесь французского с санкт-петербургским, интеллигентским и народным: каторжные русские песни, городской романс, стихи Эдуарда Асадова («люди, граждане, сердцем поймите: он теперь человек не простой – он влюбленный, и вы извините шаг его и поступок любой») и первые строки знаменитого монолога Нины Заречной из декадентской пьесы Кости Треплева: «Люди, львы, орлы и куропатки» – куда ж без него?
В «Новеллах» заняты артисты всех возрастов: от старшего поколения до самых юных. В числе звезд – Валентина Панина, Ольга Белявская, Елизавета Нилова, Анастасия Мельникова, Анатолий Журавин. Актеры играют по две, три и даже четыре роли каждый.
С волшебной легкостью «Новеллы о любви» как взмывают к высотам человеческого духа, так и снисходят до самых низменных его проявлений. Ценность человеческой жизни и любви как стержня утверждается в этом спектакле непринужденно и незыблемо.
Санкт-Петербург
Источник: