Транспортные перекосы
Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Понимаете, а «Транснефти» отлично. Цены на нефть свалились, в неких вариантах преодолевая даже мыслимые границы и уходя в минусовые величины, но монополия продолжала держать ценовую планку на внутреннем рынке.
Почти все нефтесервисные компании, понимая специфику ситуации и заботясь о собственной клиентуре, снижали цены на услуги, чтоб не убивать кур, которые несут для их золотые яичка.
Но это, похоже, не вариант «Транснефти». Судя по результатам исследования института РАН (Российская академия наук — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук), выполненного в июне 2020 года, «Транснефть» вела себя брутально по отношению к нефтедобывающим компаниям.
Такое поведение частично можно было бы оправдать, если б «Транснефть» была обременена масштабными вкладывательными планами, но расходы на инвестиции в компании свалились с 13,5% в 2019-м до 1,5% в 2020 году. А с 2020 года больших вкладывательных планов монополист не имеет совершенно.
Позиция весьма комфортная – являясь всеполноценным субъектом рынка и пользуясь своим положением на нем, «Транснефть» практически не берет на себя никаких рисков.
А именно, специалисты отмечают, что с 2006 по 2019 год компания в любой период понижения цен на нефть получала все наиболее высшую долю ренты на скважине – от 5 до 10%. А в 2020 году эта толика, похоже, совершенно вырастет до 15%.
Издержки на добычу нефти в Рф и Саудовской Аравии не много чем различаются. При всем этом, по воззрению банковских аналитиков, высочайшие транспортные расходы значительно уменьшают прибыль русских компаний по сопоставлению с Saudi Aramco.
При ценах Urals ниже 40 долл. за баррель нефтедобыча, на самом деле, работает на доходность транспортной инфраструктуры.
Соответственно мы смотрим радикальное перераспределение вольных денежных потоков от нефтяного сектора в сторону транспортной монополии без перспектив возврата. На рынке уже фиксируют этот «неповторимый» тренд. А ведь при финансировании вкладывательных транспортных проектов за счет пользователя в обычных критериях предполагается и передача в собственность пользователю результата этих проектов либо перераспределение выгод меж пользователем и транспортными компаниями. В случае «Транснефти» никакого перераспределения выгод не происходит и, похоже, все доходы от проекта остаются у монополии. При всем этом постоянное увеличение тарифов дает «Транснефти» размеренно высочайший уровень по марже прибыли.
Вследствие резкого понижения цен на нефть отношение издержек на транспортировку продукта трубопроводным транспортом к стоимости нефти в апреле достигнуло 30%. В этом случае курица, которая несет золотые яичка, совершенно может, фигурально выражаясь, сдохнуть.
Крепкое финансовое положение «Транснефти» разъясняется просто – возрастающим тарифом на транспортировку в очень непростой для всей отрасли период и неуступчивостью управления компании по отношению к своим клиентам. В итоге EBITDA «Транснефти» в первом квартале 2020 года возросла на 22%, а у других компаний резко свалилась – на 37% у «Роснефти», на 49% у ЛУКОЙЛа и т.д.
Таковая политика, естественно, вела к опережающему росту котировок акций «Транснефти» на фоне практически взрывного роста дивидендных выплат – за крайние три года с 12,8 до 77,6 миллиардов руб. – и резкого сокращения вкладывательной программки. Специалисты делают вывод о том, что практически прибыль и дивиденды «Транснефти» росли за счет убытков нефтяного сектора и завышенных тарифов.
При всем этом подчеркивается, что тарифы компании не зависят от любых характеристик эффективности, включая надежность поставок и безаварийность. Это ставит вопросец о оправданности наиболее высочайшего возврата на вложенный капитал с учетом того, что главными задачками монополии все-же являются развитие и модернизация системы трубопроводных магистралей для полного обеспечения потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов снутри страны и на наружных направлениях.
К слову, неоднократный рост дивидендов по акциям «Транснефти» (в 13 раз за крайние три года) практически совпал по времени с продажей значимого пакета акций компаниям, как подозревают, близким к самой монополии и ПАО «Газпром». Конечные бенефициары этих сделок до сего времени не публичны, что наводит на печальные, в общем, размышления.
На данный момент на рынке уже идет дискуссия о необходимости понижения тарифов на фоне резкого падения цен на нефть, и некие страны берут под контроль тарифную систему. Так что «Транснефть», видимо, ждут подобные предложения со стороны и участников рынка, и страны.
Специалисты дают ввести ограничение, при котором тарифы будут автоматом понижаться до уровня не выше 10% от цены на нефть для недопущения имеющихся перекосов в дальнейшем. Вкладывательные аналитики еще в 2013 году отмечали, что тарифы «Транснефти» практически утроились за крайние 10 лет. «Тариф «Транснефти» существенно вырос в процентном соотношении к стоимости на нефть, – писали специалисты банка «Ренессанс Капитал» в 2010 году, – и составляет 12,6% – это существенно выше аналогичной толики в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), которая составляет наименее 1%». По оценкам банка, исходя из 10-процентной дивидендной доходности, еще 10 годов назад «Транснефть» могла бы финансировать свою вкладывательную программку с снижением тарифа на 15–20%».
В секторе транспортировки газа до 2014 года тариф также рос ускоренными темпами, в итоге что оказался значительно завышен относительно экономически обоснованного уровня. В течение крайних 6 лет регулятор фактически заморозил тариф, сближая его тем с экономически обоснованным. «Транснефти», похоже, также придется поменять политику либо идти против рынка, а крайнее постоянно чревато репутационными потерями.
Источник: