Третий уровень образования как бонус к профессии
Совмещение обучения в аспирантуре и работы по специальности повышает шансы на успешную защиту диссертации. Фото РИА Новости
Сотрудники Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» объяснили, почему российские аспиранты параллельно еще и работают во время обучения и к каким последствиям это приводит. Напомним, что об изменениях в высшем образовании РФ говорил президент РФ в своем Послании Федеральному собранию в этом году. Согласно предстоящей реформе высшего образования, аспирантура будет готовить кадры для научной и преподавательской деятельности.
Сегодня, как и прежде, в аспирантуре учатся не только очно, но и заочно. На заочной форме обучение длится на год дольше. Важно отметить, что до 2013 года аспирантура считалась одной из форм профессионального образования после вуза или формой подготовки высших научных кадров, а с 2013 года ей присвоили статус третьего уровня высшего профессионального образования.
Однако аспирантура – это не лекции, зачеты и экзамены, хотя и без них никак не обойтись. Аспирантура – это самостоятельная форма получения знаний и образования. Аспиранту предстоит определиться с научным направлением, сформулировать тему, поставить необходимый эксперимент, получить данные и обработать, сравнить результаты с теми, что уже имеются в науке, и сделать конкретные выводы.
Так как обучение в аспирантуре занимает длительный срок (в заочной форме – не менее четырех лет), часть обучающихся уже обзаводятся собственными семьями. Вопрос финансов выходит на первый план. Так, по результатам опроса НИУ ВШЭ, в котором принимали участие выпускники аспирантуры, завершившие обучение в период с 2012 по 2021 год, 90% аспирантов совмещают обучение с работой, причем большая часть из них занята на полный рабочий день. Часто аспирантура рассматривается как дополнение к работе, а не наоборот, заявляют авторы аналитического доклада в рамках «Мониторинга экономики образования» НИУ ВШЭ, посвященного опыту совмещения учебы и работы аспирантами.
Основная причина совмещения учебы и работы – финансовая. Впрочем, требования финансовой обеспеченности вполне адекватные. Аспиранты готовы посветить все свое время обучению и подготовке диссертации, но только при условии, если размер стипендии достигнет 50 тыс. руб. Сейчас, напомним, средний размер стипендии у студента аспирантуры существенно ниже прожиточного минимума. Средняя заработная плата работающих аспирантов составляет 52 тыс. руб., показали опросы. Так что работа для них важна не менее, чем научная деятельность.
Совмещение работы и учебы дает соответствующий опыт, повышает шансы на трудоустройство после окончания аспирантуры. Также существует прямая связь с повышением заработной платы и карьерным ростом у аспирантов, совмещающих работу с учебой. Аспиранты, которые работают в организациях неакадемического сектора, зарабатывают на 42% больше, чем их коллеги в образовательных и научных учреждениях. Тем не менее за последние десять лет доля аспирантов, совмещавших учебу с работой в неакадемическом секторе, снизилась на 24%. То есть все-таки не хлебом единым жив аспирант.
По данным за 2022 год, более половины аспирантов совмещают учебу с работой в академическом секторе, причем большинство в той же организации, в которой обучаются. Вне академического сектора чаще всего работают аспиранты из профиля социальных наук. Также исследователи отмечают, что опыт работы в академической организации не приносит увеличения заработной платы, если впоследствии выпускник работает вне академического сектора.
Вопрос уровня дохода остается важным и после защиты диссертации. Средняя заработная плата выпускников аспирантуры, совмещавших учебу с работой, в среднем на 41% выше, чем у тех, кто не работал во время обучения.
Еще один любопытный вывод мониторинга НИУ ВШЭ: не выявлена существенная разница в количестве опубликованных статей у аспирантов, которые совмещали учебу с работой, и у тех, кто сосредоточился на обучении в аспирантуре. А более высокая научная продуктивность наблюдается у тех, чья работа связана с темой диссертации.
Исследователи также не подтверждают гипотезу о том, что совмещение учебы и работы может негативно повлиять на вероятность успешной защиты и научную продуктивность аспирантов. Кстати, более ранние исследования на российских данных показывали позитивное влияние практики совмещения на вероятность успешной защиты (в том случае, если учеба совмещается с работой внутри организации, в которой обучается аспирант). Не обнаружено и негативное влияние в том случае, если учеба совмещается с работой в организации вне академического сектора.
Стимулирование аспирантов положительным образом скажется на защитах, уверены авторы мониторинга. Нынешняя ситуация с большим числом аспирантов и низкой стипендией приводит к тому, что большинство аспирантов работают, а для части из них обучение является лишь дополнением к работе, а не основной сферой деятельности. Так что и результаты от этой научной деятельности будут соответствующие.
Источник: