В Детском театре теней к 200-летию Достоевского проявили спектакль о бедном литераторе
Из детских мемуаров писателя складывается сюжет пьесы. Фото с веб-сайта www.teniteatr.ru
В Детском театре теней поставили спектакль «Так и не написанная история», посвященный 200-летию со денька рождения Федора Достоевского. Лариса Волкова выступила как режиссер и создатель инсценировки, соединив рассказы «Мальчишка у Христа на елке» и «Елка и свадьба». Основная роль принадлежит Виктору Скрябину – он исполняет роль бедного писателя, который обязан что-то срочно сочинить и опубликовать, чтобы заплатить долг сварливой квартирной хозяйке.
Живописец Виктор Платонов воссоздал на сцене обстановку убогой, но несколько сказочной комнаты. Один ребенок в зале даже шепотом задал вопрос у матери, а где писатель дремлет, ведь у него нет кровати. Это правда, зато есть табуретка – на ней можно задремать, нахохлившись, как воробей, – и конторка для работы. Таковой приют неспокойствия, трудов и выгорания. Как можно сосредоточиться и писать, когда то и дело приходится дуть на ладошки, пытаясь хоть мало согреться?
В постановке любопытно смешиваются жив план и кукольный. Тень несозданных произведений колышется не только лишь в фантазии создателя ненаписанной истории, да и за окном. На дворе ночь, в свете фонарей падают снежинки. Мы лицезреем силуэт нищего мальчугана – ребенок бродит по улице и просит у прохожих копеечку. Основной герой желает выбежать и подать ему милостыню, но из-за двери угрожает рука – старуха припоминает, что он снова задолжал за жилище. От безысходности он достает стопку бумаги и начинает набрасывать сюжет. На стенки комнаты проецируются черновики с ожившими рисунками самого Федора Михайловича. Мечтатель вспоминает свое детство, рождественскую елку, девченку из обеспеченного дома, в которую был влюблен. Из этих мимолетных картинок складывается его новое произведение.
Нежданно в дверь стучат ряженые, но дать-то им нечего, не считая старенькой игрушки, которую детки здесь же кидают назад – кому нужна таковая ерунда? Раздосадованный герой ворачивается к собственной конторке, и трогательная разбитая заводная куколка становится тенью, перемещаясь в сказочный мир – в ту рождественскую залу с большенный елкой. Когда писателю все-же удается ускользнуть от хозяйки, он исчезает со сцены и сам преобразуется в теневую куколку. Сейчас действие разворачивается лишь на дисплее. По петербургским улицам XIX века гуляют зеваки: они развлекаются, смотря на медведя, которого таскают на поводке. Мимо толпы бежит наш герой – обязано быть, в редакцию толстого журнальчика. Чем завершилась его история?
На пороге церкви возникает женщина и немолодой обеспеченный государь, ее жених. Но таковая развязка очень болезненна для создателя. Возвратившись домой, он пишет стихотворение «Рождественское» (его создатель Саша Темный), которое здесь же читает вслух. Место теряет очертания, из плана бытового мы переносимся в план притчевый. В яслях дремлет Христос, вокруг собрались животные, чтоб поглядеть на новорожденного Спасателя, и лишь глуповатому ослику ничего не видно. Но происходит волшебство, и малыш шепчет: «Смотри скорей». Эти слова обращены и к самому писателю, который не понаслышке понимает, как много в мире страданий и несправедливости. И лишь творчество приносит людям свет, подобно рождественской звезде, и возвращает душам детскую чистоту.
Источник: