В коронакризис молочников обложат еще одним оброком
Бюрократы сейчас уповают отследить путь молока от скотины до пользователя. Фото Reuters
Начавшаяся в среду добровольческая маркировка молочной продукции уже в летнюю пору обязана стать неотклонимой. Маркировка и прослеживание сырья в теории могли бы вытеснить с рынка очевидные заменители вроде пылающего творога, пластилиноподобного сыра и сделанного из мела «молока». Но на практике маркировка востребовала от честных производителей доп расходов и перевоплотился в подобие новейшего налога. Специалисты напоминают, что работающая в стране система ветеринарной сертифиации «Меркурий» уже помогает выслеживать фальсификат. Производители обещают заложить свои расходы на маркировку в стоимость конечной продукции. Маркировка может оказаться по кармашку лишь большим компаниям. Тогда как маленькие и средние производители столкнутся с суровыми неуввязками, считают специалисты.
«C этого денька неважно какая компания может перейти к полномасштабной маркировке всей собственной продукции», – говорится в сообщении Центра развития многообещающих технологий (ЦРПТ) – оператора системы маркировки. До введения обязательности ЦРПТ обещает выдавать коды безвозмездно, чтоб «поощрить преждевременную подготовку участников оборота». В следующем неотклонимая маркировка продукции будет проходить в несколько шагов: с 1 июня 2021 года вступят в силу требования по неотклонимой маркировке в отношении сыров и мороженого, с 1 сентября – молочной продукции со сроком годности наиболее 40 суток и с 1 декабря – продукции со сроком годности 40 суток и наименее.
Фактически опыт по маркировке молочной продукции проходил с 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года. По словам управляющего товарной группы «Молоко» ЦРПТ Алексея Сидорова, опыт дозволил выработать технологические решения нанесения маркировки для всех типов упаковки, обеспечить интеграцию «Меркурия» (системы электрической ветсертификации) и «Добросовестного знака» (системы маркировки), включить в работу поставщиков упаковки, протестировать движение продукции по всей цепи.
Отметим, еще в 2019 году правительство утвердило соглашение о государственно-частном партнерстве в маркировке и назначило личным партнером «Оператора-ЦРПТ». Соглашение с компанией было подписано на 15-летний срок. За этот период времени ее инвестиции в проект составят 220 миллиардов руб. Доходная часть денежной модели ГЧП формируется за счет взимания платы за формирование кода маркировки и услугу прослеживания – 50 коп. за код (без учета НДС).
Русские власти планомерно ужесточают контроль за молочной продукцией. Так, еще с 2018 года в стране работает система ветсертификации «Меркурий», куда заносятся сведения о производимой, перемещаемой и реализованной на местности Рф животноводческой продукции. В Россельхознадзоре рассчитывали, что система дозволит пресечь незаконный ввоз продовольствия на 1,4 трлн руб. в год.
А уже с 1 июля 2019 года был изменен порядок реализации молочки в продуктовых магазинах. Так, на упаковках с сих пор должны были показаться надлежащие маркировки «СЗМЖ» (с содержанием заменителей молочных жиров) и «БЗМЖ» (без содержания заменителей молочных жиров), подобные отметки должны указать и на ценниках. Вообщем, магазины исполняли это требование формально.
Сейчас власти пошли на предстоящее ужесточение контроля за молочной продукцией. Основная цель – понижение толики контрафактной и суррогатной продукции. Сами молочники сетовали, что им трудно соперничать с «пальмовыми сырами», ведь стоимость товаров с заменителями молочного жира, ожидаемо, будет наиболее симпатичной для покупателя, чем с уникальными молочными жирами. Разные русские ведомства не один раз приводили свои собственные оценки толики заменителя на русский молочном рынке. Например, в Роспотребнадзоре ранее считали, что толика молочной продукции, не соответственной требованиям, не превосходит 7%. В Россельхознадзоре ведали, что по итогам 2019 года толика фальсификата на молочном рынке снизилась до 17%. При всем этом еще пару годов назад числа назывались совсем другие. «За 2018 год в службу поступило практически 5,9 тыс. извещений о обнаружении в обороте продукции, которая не соответствует требованиям техрегламентов. Из их большая часть пришлось конкретно на молочную продукцию – 38,95% (практически 2,3 тыс. извещений)», – ведали в Роспотребнадзоре.
Вообщем, не все участники рынка сейчас поддерживают нововведение властей. А именно, против введения неотклонимой маркировки выступал Государственный альянс производителей молока (Союзмолоко). Молочные лоббисты сетовали на доп издержки, которые предстоит понести отрасли. В союзе подсчитали: за внедрение системы «Добросовестный символ» ветвь обязана будет платить ЦРПТ суммарно около 20 миллиардов руб. в год. «Это еще больше, чем вся муниципальная поддержка, предоставляемая молочникам», – подчеркивали в организации.
Производители считают, что новаторства потребуют модернизации производства, которую не каждое предприятие потянет. «Мы запрашивали коммерческие предложения изготовителей маркировочных аппаратов, цены того, что нам нужно, начинаются с 3 млн и доходят до 6 млн. Не считая того, установка маркировки просит конфигурации нашей полосы по разливу молока в согласовании с требованиями по хранению маркированного молока – расширения склада. В общем, вся эта затея тянет на 20 млн», – приводили СМИ измышления замдиректора Шенкурского молочного завода Евгении Толстиковой.
Совсем другие суммы называли в компании-операторе. На покупку оборудования для маркировки молока крестьяне издержут не наиболее 35 тыс. руб., подсчитывали в ЦРПТ. В целом расходы производителей на всю молочную ветвь оценивались в 4 миллиардов руб. Эта сумма получена из расчета, что издержки на единицу продукции составляют 4 копейки.
Молочники же прямо молвят, что переложат расходы на маркировку в стоимость конечной продукции. «С внедрением маркировки все производители повысят стоимость молочной продукции. 50 копеек стоит 1 код маркировки, минимум на четверть от данной для нас суммы будет удорожание», – цитирует Интерфакс директора по производству компании «Агрохолдинг Талицкий» Светлану Абрамову. n
Для рядовых потребителей ничего не изменяется, не считая роста цен на прилавках, соглашается сопредседатель Столичного областного регионального отделения «Деловой Рф» Роман Харланов.
Внедрение цифровой маркировки плохо скажется на молочной отрасли, и до этого всего на средних и малых предприятиях, которые в текущей экономической ситуации и так находятся в зоне риска и почти все из их уже на грани банкротства, соглашается зампредседателя комитета Столичной торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в агропромышленном комплексе Марина Петрова. По ее воззрению, издержки на цифровую маркировку будут посильны лишь большим компаниям, имеющим на приемке не наименее 100 т в день. «Да и они не сумеют восполнить эти издержки, а просто заложат расходы в стоимость конечной продукции», – подчеркивает эксперт.
Любые административные требования удорожают продукцию, соглашается директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. «С одной стороны, это реакция страны на неизменные требования со стороны потребителей повысить свойство продукции, с иной – это удорожание продукции, за какую рассчитывается пользователь. Для покупателя вообще-то принципиальна не маркировка, а гарантии, что он купит то, что желал, и не отравится», – отмечает она.
Петрова также ставит под колебание расчеты ЦПРТ. «Стоимость внедрения маркировки оценивается в миллионы баксов. К примеру, «Хохланд Руссланд» подсчитал, что вложения составят порядка 1 млн евро», – гласит она, подчеркивая, что новация приведет к исчезновению большинства маленьких и средних заводов через 1,5–2 года. «Отлично было бы аккомпанировать мантры о поддержке малого бизнеса субсидиями на полную компенсацию издержек по внедрению маркировки», – дает Шагайда.
В предстоящем ветвь ожидает новенькая концентрация производства, подразумевает доктор РЭУ им. Плеханова Вячеслав Чеглов. Петрова также считает, что имеющейся системы прослеживаемости «Меркурий» полностью довольно. «Уже работает система, которая дозволяет выслеживать каждую партию продукции. И на данный момент в ней тестируется система «жир–белок» – они являются главными параметрами для молока, и отслеживание этих характеристик можно будет употреблять в качестве доказательств фальсификации», – показывает Петрова. Она припоминает, что система «Меркурий» была внедрена Россельхознадзором, который владеет возможностями проверки молочных компаний и возможностями штрафовать и приостанавливать деятельность нарушителей. «Этих возможностей нет у ЦРПТ, потому задачи фальсификата маркировка не решит, зато создаст значимые трудности для всех компаний молочной индустрии», – считает эксперт.
Специалисты задаются вопросцем, почему внедрение сложной и дорогостоящей системы цифровой маркировки проводится на фоне сложной экономической ситуации и понижения доходов населения. «Разумеется, что для части потребителей натуральные продукты из молока станут еще наименее доступными», – утверждает Петрова.
По ее словам, пользователи и так уже голосуют рублем в сторону наиболее дешевенькой продукции. «Создание сырого молока в 2020 году подросло на 5,4%, но создание молочной продукции уже указывает торможение. Так, в 2020 году рост производства питьевого молока составил 0,6%, а объемы производства кисломолочной продукции снизились на 1%. Вкупе с тем в прошедшем году мы зафиксировали рост размеров производства сырных товаров на 5,6%, что соединено с тем, что пользователи перебегают на продукты из молока, где заменена финансово накладная жировая составляющая на растительный аналог», – считает она. Чеглов колеблется, что маркировка способна побороть заменитель. «Пока на низкокачественную и суррогатную продукцию есть спрос – ее не изведешь. Бизнес будет стремиться заработать. При росте доходов населения маркировка была бы наиболее действенной. Ну а одолеть зло может лишь муниципальная политика по возрождению российскей молочной индустрии и долгая работа по формированию и поддержке российского фермерства.
В Союзмолоко «НГ» сказали, что в процессе совместной работы с Минпромторгом и ЦРПТ была достигнута договоренность о том, что коды могут наноситься сходу в типографии. «В связи с сиим мы ждем, когда сначала о данной для нас готовности объявят конкретно типографии. Сейчас уровень готовности у их весьма различный, но мы рассчитываем, что в наиблежайшие два-три месяца все типографии, работающие с производителями сыров и мороженого, будут на техническом уровне обустроены всем нужным оборудованием для нанесения кодов», — отмечают в организации.
Источник: