В отношениях США и союзников по НАТО – ренессанс
Фото Reuters
Госсекретарь США Энтони Блинкен в процессе начинающегося визита в Брюссель хочет подтвердить рвение собственной страны к укреплению сотрудничества с НАТО. «Госсекретарь воспользуется данной для нас возможностью для того, чтоб подтвердить приверженность США трансатлантическому альянсу как принципиальному партнерству в достижении наших совместных целей», – говорится в заявлении управляющего пресс-службы южноамериканского внешнеполитического ведомства Нед Прайс.
На деньках НАТО отметило 72-ю годовщину со денька основания. Сейчас Североатлантический союз переживает непростой период, хотя ошибочно утверждать, что когда-то было «золотое время» американо-европейских отношений. Они постоянно осложнялись внутренними противоречиями и структурными дисбалансами. Тем не наименее мы являемся очевидцами значимой трансформации международно-политической действительности в сопоставлении с той, при которой формировался союз. И главные вопросцы состоят в том, как будет происходить адаптация НАТО к новеньким характеристикам миропорядка, какие стратегии выберут доминирующие акторы и чем закончатся пробы сегодняшних политических фаворитов возродить либеральный дух союзников.
Новенькая администрация США под управлением Джозефа Байдена решительно выступила за восстановление и обновление интернациональных союзов. Лейтмотивом выступлений как Байдена, так и Блинкена стал призыв к консолидации демократических стран в борьбе против авторитарных режимов, продвижению американских государственных интересов при помощи дипломатии и трансляции больших нормативно-идеологических принципов. В собственной первой программной речи госсекретарь США выложил главные принципы, на которых будет строиться южноамериканская наружная политика: возращение лидерства и вовлеченности Америки в международные дела; укрепление альянсов; продвижение и усиление демократических начал в мире.
Любопытно то, что так нередко провозглашаемый южноамериканскими политиками либеральный эталон не постоянно является пустой спекуляцией в политических дебатах, но вправду глубоко укоренен в южноамериканском политическом сознании. Политическая культура и Я-концепция США основываются на неколебимой вере в избранность и исключительность американской цивилизации, которая призвана охранять и утверждать ценности свободы личности, верховенства закона и демократии. Логично, что США оказались склонны проецировать либеральную идеологию во внешнюю политику, что характеризуется рвением распространить либерально-демократическое публичное устройство по всему миру, иногда без учета специфичности обществ и политических систем возможных реципиентов.
Опасность сегодняшней ситуации в том, что присущие американской политической культуре принципы, эталоны и ценности опять могут подвергнуться лишней политизации. Приверженность либерально-демократической ценностной повестке априори делает глубинные разделительные полосы меж США–Европой и Китаем, США–Европой и Россией, потому что основывается на противопоставлении. Не считая того, амбициозность рвения выступать в качестве эталона и примера лучшего политического устройства заранее ставит всех сколько-либо несогласных в подчиненное положение, не оставляя способности для равноправного сотрудничества.
Аналогичным образом эта идеологическая константа скорее всего не сумеет посодействовать в объединении и консолидации трансатлантических союзников, которые, судя по всему, больше нуждаются в точной прагматичной стратегии взаимодействия с величавыми державами. Европейские фавориты экзальтированно приветствовали избрание президента от Демократической партии США, поддержали его намерения укрепить ослабленные форматы интернационального сотрудничества и занять активную позицию в глобальных делах. Но на практике европейцы не готовы к твердой конфронтации и соперничеству с Китаем и Россией, не хотят выбирать определенную сторону и желали бы бросить за собой возможность для лавирования через механизмы многостороннего сотрудничества.
Так, невзирая на известное недовольство Вашингтона интенсификацией экономических связей меж Европой и Китаем, Евросоюз не отказался от заключения Всеобъятного соглашения о инвестициях с Китаем (22 января 2021 года), как раз в деньки официального вступления Байдена в должность. Германия не отказалась от реализации совместного с Россией проекта по строительству газового трубопровода «Северный поток – 2», который президент США считает «нехороший сделкой для Европы». Разумеется, что европейские союзники находятся в очень затруднительном положении и, возможно, в дальнейшем попробуют сыграть роль собственного рода проводника и медиатора в отношениях меж США и их стратегическими конкурентами. Но сейчас это больше похоже на беспорядочное движение от 1-го центра к другому без понимания конечной цели и перспективы.
Нужно осознавать, что Североатлантический союз формировался в критериях идейного противоборства капиталистической и социалистической систем как общество стран, приверженных либеральным принципам свободы, индивидуализма и верховенства права. В концептуальном документе организации, принятом в 1949 году, союзники идентифицировали себя как объединение стран с общими ценностями, принципами и эталонами, которые определяют их как единое целое. Идеология атлантического союзничества формировалась в неизменном антагонизме с конкурирующей системой ценностей, во всестороннем противопоставлении и отрицании. Конкретно эта определяющая черта либерализма во наружной политике предназначает твердое идеологическое противоборство и борьбу и фактически исключает способности для консенсуса и примирения. В этом опасность увлечения либеральной повесткой при реализации внешнеполитической стратегии, которая может вступить в конфликт с новейшей международно-политической реальностью, уже на данный момент заполненной потенциально взрывоопасными и разрушительными противоречиями.
Источник: