В Театре имени Моссовета провели конкурс пьес о Москве
Герой пьесы «Прощай, любимая!» отправляется покорять Москву. Фото Елены Лапиной/Театр Моссовета
В юбилейный сезон Театр им. Моссовета впервые провел творческую лабораторию – драматургический конкурс «Московские истории» с открытыми режиссерскими эскизами-читками.
Сегодня этот признанный механизм пополнения репертуара (закрепился формат именно режиссерских лабораторий) у каждого театра имеет свою тематическую направленность. РАМТ ищет материал для подростковой аудитории, МХТ им. Чехова – срез новой драмы для академической сцены, Театр им. Моссовета условием конкурса пьес при поддержке Департамента культуры, спектакли-победители по которым войдут в его афишу, поставил посвящение текстов Москве.
Тема предельно конкретна и в то же время уже проходит в разряде «вечной». Но, очевидно, в данном случае приурочена к 875-летию столицы, отмеченному в минувшем году. Однако Москва, что ожидаемо, осталась на уровне сухого описания места действия, по крайней мере в первой из двух запланированных до конца сезона тематических премьерах на сцене «Под крышей». Сергей Аронин представил «комедию о любви и юности» «Прощай, любимая!» (автор – Сергей Решетнев), в апреле выйдет драма «Москва. Общий вагон» в постановке Павла Пархоменко (по мотивам пьесы Александра Архипова «Полный круг»). Конкурс пьес предложил новые для театра имена, и не только из цеха драматургов, хотя в лонг-листе фигурировали, например, Слаповский и Коляда.
«Прощай, любимая!» именно что не пьеса, а повесть, переработанная автором в подобие сценария, повесть автобиографическая, что становится понятно из предлагаемых обстоятельств. Молодой человек, начинающий писатель из провинции, с другого края страны едет покорять Москву, оставляя свою возлюбленную «ждать у моря погоды». В конечном итоге главный герой увязает в новых знакомствах и в любовном треугольнике, грозящем перетечь в любовный квадрат. Но так как он отнюдь не сердцеед, а рефлексирующий интеллигент в лучших традициях русской классической литературы, то его моральные сомнения, а не похождения, и положены в фундамент сюжета, повествующий о его учебе во ВГИКе и карьерном становлении киносценариста.
В этом старомодно-романтическом тексте (одно название чего стоит!) есть и юмор, и игра интеллекта, и бойкие, живые диалоги, хотя то и дело автор впадает в приторную мелодраму. Но нет сущностного. Нет собственно драматургического конфликта, а спектакль (имеет весомое достоинство: легкий и короткий) распадается на череду более или менее увлекательных сцен – то в учебной аудитории, то на съемочной площадке, то в метро, то на вокзале, – предлагая скорее эскапистский уход от реальности, чем ее отражение.
А если вспомнить контекст, то такие необременительные пьесы кажутся уже не случайным выбором, а симптомом времени, где реальность буквально раздваивается на то, что она собой представляет, и то, что мы хотим о ней знать, а точнее то, что мы скрываем или отодвигаем от своего сознания. Главный драматургический конкурс российского театра последних десятилетий «Любимовка», конкурс остросоциальных пьес, всегда точно и подчас страшно отражающих эпоху во всех ее «моровых язвах», в текущем сезоне приостановил свою деятельность в России.
«Прощай, любимая!» – тот случай, когда режиссер, взявшись за сюжет, высвечивает его комплиментарно, дает объем тексту одномерному – словом, из проходного материала создает изящную штучку. Сергей Аронин – замечательный режиссер в своем поколении, режиссер-интеллектуал с хорошим чувством вкуса и чувством юмора, при этом отлично владеющий формой, в некотором смысле незаслуженно сегодня работающий не в первых рядах, хотя прошло уже 10 лет после выпуска из мастерской Каменьковича-Крымова в ГИТИСе. Аронин визуализирует на сцене настроение, лирическое и сентиментально-мимолетное, с помощью ретивых игровых переходов, живой музыки и живого вокала. Настраивает азартный ансамбль своих ровесников – молодых артистов Театра им. Моссовета (Митя Федоров, Ксения Комарова, Евдокия Карева, Глафира Лебедева, Екатерина Девкина, Павел Усачев) – перспективных наследников нынешней труппы.
Источник: