Радостные рисунки печальной эры: в Сеть выложен полный архив журнальчика «Крокодил»
В последующем году исполнится 100 лет с выхода этого популярнейшего русского сатирического издания
В Сети на сто процентов выложили архив знаменитого сатирического журнальчика «Крокодил», все номера с 1922 по 2008 годы. Как понятно, этот журнальчик выходил трижды за месяц, а его тираж в СССР достигал 6,5 миллиона экземпляров. «Крокодил» был основан в 1922 году, поначалу в качестве безымянного приложения к «Рабочей газете». Потом «сатирическая» часть этого приложения начала расширяться, превращаясь в самый реальный сатирический журнальчик. Заглавие «Крокодил» вымыслил юный сотрудник «Рабочей газеты» Сергей Гессен. А его первым редактором стал Константин Еремеев.
В годы СССР «Крокодил» был популярнейшим средством русской пропаганды, в каком юмористы и сатирики от всего сердца клеймили буржуазный образ жизни, также уделили внимание и «отдельным недочетам», «где-то иногда» проявлявшимся в социалистическом обществе. При этом, воздействие журнальчика, ну и совершенно русских СМИ было так массивным, что возникновение имени какого-либо недобросовестного бюрократа в «Крокодиле», практически означало грозный приговор ему. Как досадно бы это не звучало, с падением СССР, сделалось не до шуток, и в 2000 году в связи с недостающим финансированием «Крокодил» не стал издаваться. Правда, в 2001 сделалось выходить издание «Новейший Крокодил» с подзаголовком «журнальчик сатиры и юмора», но протянуло оно лишь до лета 2004 года.
Еще одну попытку реанимировать «Крокодил» сделал узнаваемый журналист Сергей Мостовщиков в августе 2005 года, но это издание было вначале рассчитано не на широкого читателя, и прежней популярности, а сделалось быть и прибыли достигнуть не удалось. Совсем «Крокодил» закрылся в 2008 году.
Журналист Алексей Беляков пишет в собственном блоге по этому поводу:
«В отрочестве, другими словами в конце 70-х – начале 80-х, я был одичавшим поклонником «Крокодила», мать его выписывала для меня.
Я ложился в ванну, брал с собой журнальчик и листал, услаждался. Обычные дети в ванной занимались другими делами, по-другому услаждались, а я – «Крокодилом». Полиграфия была хреновой. Бумага – фиговой, но надежной как АКМ. Можно было омочить, высушить, позже хранить в священном ящике.
Больше всего я обожал про капиталистов, ну все это обожали. Из старенькой ванной с газовой колонкой мне раскрывался умопомрачительный и пугающий мир. Некоторый Мих. Владимов, спецкорр «Крокодила», публиковал обличительные стихи. Вот, допустим, «На Плас Пигаль» – ясно, что о путане. Другими словами это нам щас ясно, а тогда я не знал, что же это все-таки за пространство, но знал буквально: во Франции не окажусь никогда и прекрасных проституток не увижу. Оставалось читать Мих. Владимова:
…А в Париже знобко и осенне,
Сеть дождика накинута из темноты.
Никакого девице спасенья,
А остальные заняты углы.
Но основное – что под стихами. Там наименования городов, в каких стихи писались – Париж, Лиссабон, Стамбул, Лондон и еще совершенно необычное – «дорога Кадис– Севилья». Другими словами я осознавал: сатирик не дома что-то сочиняет, он честно ездит по миру, старается для меня.
Хотя что стихи – идеальнее всего империалистов отрисовывали живописцы. По сути, «Крокодил» был мне интересней как раз с зрительной стороны, я же сам отрисовывал, даже подумывал о художественном училище.
Живописцев я определял слету, на глаз. Знал руку всякого – Вайсборда, Узбякова, Сычева, Шабельника, Черепанова и, естественно, величавого графика Сойфертиса.
Весьма отлично, что в сети сейчас есть этот архив. Будет что полистать в дороге, когда поеду из Кадиса в Севилью.
А в последующем году отметим столетие, напьемся до состояния пресмыкающегося…»
Источник: