Вокруг победившей в Каннах «Аноры» накаляются страсти
Режиссер Шон Бейкер радуется в одиночестве: российские артисты уехали, не дожидаясь вручения. Фото Reuters
Прошло уже несколько дней с момента закрытия 77-го Каннского кинофестиваля, где «Золотую пальмовую ветвь» как лучший фильм получила американская «Анора» Шона Бейкера, рассказывающая об отпрыске российского олигарха, женившегося на нью-йоркской танцовщице из стриптиз-клуба. Страсти вокруг картины с участием наших актеров все больше разгораются.
Решение жюри под руководством режиссера «Барби» Греты Гервиг критики разносят в пух и прах, а возложенную на нее миссию считают провальной. «Анора» им нравится, но как можно было поставить ее в один ряд с работами выдающихся мастеров, получавших «Золотую пальмовую ветвь» в прежние годы? При этом никто не умаляет достоинств самого Шона Бейкера, снявшего «Старлетку», «Мандарин», «Проект Флорида», наконец, «Красную ракету», участвовавшую в каннском конкурсе 2021 года. Он крепкий режиссер, умеющий работать с актерами, снимающий полное драйва кино, хорошо чувствующий комедийный жанр и стиль кэмп, где вульгарное и пошлое намеренно возводится в абсолют. Все претензии упираются в контекст.
Многие считают неприемлемым присуждение главной награды фильму с участием российских актеров в свете сложной политической ситуации. Да и похождения юного отпрыска, сама жизнь семьи русского олигарха сегодня уже не та, что была три года назад, когда снимался фильм Бейкера.
Юре Борисову припоминают участие в патриотическом кино «Калашников» и «Танк-34», работу со студией Никиты Михалкова. По Telegram-каналам моментально разошлось видео с вечеринки по случаю закрытия фестиваля, где Шон Бейкер с новоиспеченной «красоткой» Майки Мэдисон зажигали под русский рэп и под песню группы «Тату» «Я сошла с ума», которую включили по его просьбе. Они звучат и в фильме. Все это добавило огня и критики в адрес режиссера Греты Гервиг, российских актеров, уехавших в Москву до раздачи призов.
Если бы «Анора» не получила главную награду, то не было бы такой шумихи и споров. Клише в картине хватает. Она неоригинальна и отсылает к «Красотке» Гэрри Маршалла почти 35-летней давности с Джулией Робертс и Ричардом Гиром, которые до сих пор купаются в ее славе. Новоиспеченного российского Ричарда Гира с поправкой на несколько поколений, недавнего выпускника Школы-студии МХАТ Марка Эйдельштейна, окрестили еще и Тимоти Шаламе. Причем не только российские журналисты, но и западные.
Любопытная история связана и с Каннами, где существует традиция устраивать сразу же после завершения фестиваля просмотр фильмов-победителей для местных жителей. Однажды пришлось наблюдать, как у мэрии города с 7 часов утра выстраивались очереди, растянувшиеся на квартал. Люди стояли за бесплатными билетами. После завершения нынешнего фестиваля, предваряя раздачу 1500 купонов, власти города обратились к зрителям с предостережением – не приводить на показы «Аноры» несовершеннолетних, поскольку в фильме есть сцены только для взрослых.
Многих интересует вопрос, как вообще российские актеры оказались в американской картине. Тут можно произнести речь о важности фестивалей в жизни артистов. В 2019 году на международном фестивале в Карловых Варах Гран-при в конкурсе восточноевропейского кино «К Востоку от Запада» получил российский фильм «Бык» Бориса Акопова о 1990-х. Главную роль в нем сыграл тогда еще не Юра, а Юрий Борисов. Там его и заметил финский режиссер и член жюри Юхо Куосманен и пригласил на свою картину «Купе номер 6». Фильм показали в Каннах в 2021 году, и он получил Гран-при. Тогда же и Шон Бейкер участвовал в конкурсе с «Красной ракетой», обратил внимание на Борисова и пригласил его в «Анору». Так что Юра приносит удачу и высшие награды фильмам, в которых снимается.
Бейкеру нужен был также молодой артист на роль сынка русского олигарха, и Юра порекомендовал Марка Эйдельштейна, с которым снимался в «Сто лет тому вперед» по повести Кира Булычева. Через час-полтора после разговора с режиссером Марк сделал самопробу в обнаженном виде, но с юмором и очень деликатно, со спины, и вопрос с исполнителем роли главного героя был решен. Актерский ансамбль сложился отличный, и благодаря этому получилась и картина, вопреки сценарным издержкам. Американская актриса Майки Мэдисон, прежде снимавшаяся в небольших ролях («Однажды… в Америке», «Крик»), сыграла работницу секс-индустрии с узбекскими корнями. Она очень хороша и обладает сумасшедшей энергией. Их дуэт с Марком Эйдельштейном сложился, они зажигаются друг от друга.
У Юры Борисова роль второго плана вышла на первый. Он сыграл не примитивного охранника и вышибалу, а далекого от клише героя, оказавшегося чуть ли ни рыцарем без страха и упрека, что еще больше смутило критиков картины в контексте дня. «Плохой русский» стал «хорошим русским». Борисов умеет точно, тонко и минималистично передать состояние героя одним взглядом, жестом, легким движением.
Алексей Серебряков сыграл уставшего от жизни, но не утратившего чувства юмора российского миллиардера Николая Захарова. Но руководит в семье скорее его жена в исполнении Дарьи Екамасовой, которая не впервые в Каннах. Она уже представляла в «Двухнедельнике режиссеров» 2019 года американскую картину «Give me liberty» Кирилла Михановского. Физиономического сходства у Марка с экранными родителями нет, и это тоже вызывает вопросы. Его предки, которых он и в грош не ставит, приедут из Москвы, чтобы по-быстрому развести новоиспеченную семейку своего непутевого отпрыска. А на подхвате у них колоритная пара – армянский священник и его брат, которых очень точно и смешно сыграли Карен Карагулян и Ваче Товмасян. Им тоже удалось сделать живыми, казалось бы, нелепые ситуации. Карагулян уже лет 20 работает с Бейкером, но такой яркой роли у него, пожалуй, еще не было. Так что победе «Аноры» радуются и в Армении.
Канны
Источник: