Время для валютно-финансовой трансформации
Казанский саммит БРИКС сделал шаги по созданию возможностей для замены доллара в качестве международного платежного средства. Фото Reuters
Страны БРИКС играют важнейшую роль в мировой энергетической повестке, занимая лидирующие позиции как в сфере традиционной энергетики, так и в области возобновляемых источников энергии. На осенней встрече министров энергетики стран БРИКС были обозначены приоритетные направления. Страны заинтересованы в стабильном развитии мировой энергетики, свободном движении капитала и глобальной энергетической безопасности.
Бесспорно, дальнейшие перспективы энергетического сотрудничества стран БРИКС зависят и от финансовой системы, которая лежит в основе любых экономических отношений. Однако в мировой валютно-финансовой системе давно назрели реформы, и у России есть что предложить странам, которые хотят сотрудничать, инвестировать и торговать на равноправной основе.
В конце октября 2024 года в Казани прошел саммит БРИКС. Масштабное деловое мероприятие посетили делегации 36 стран, из которых 24 были представлены на уровне глав государств. Участники обсудили укрепление многосторонности международных отношений, интеграцию новых членов объединения, урегулирование региональных конфликтов и целый ряд прочих актуальных вопросов.
Одной из тем саммита стало развитие международной валютно-финансовой системы (МВФС). Рассмотрению предложений России по совершенствованию МВФС стран БРИКС главами государств предшествовал семинар высокого уровня, на котором был представлен сам доклад. Высокоуровневый документ был подготовлен Минфином России, Центральным банком и «Яков и Партнеры» и представлен министром финансов РФ Антоном Силуановым своим коллегам и председателям центральных банков стран БРИКС. Делегаты оценили документ весьма высоко, и лидеры стран поддержали российские предложения. Их закрепили в итоговой декларации саммита. Работа в этом направлении продолжится уже в период председательства Бразилии.
Потолок роста
Существующая МВФС образовалась полвека назад. Она достигла пика развития в период глобализации, но с наступлением новой эпохи стали очевидны ее фундаментальные недостатки для стран БРИКС, которые особенно ярко проявились на фоне последних кризисов. Система довольно сильно зависит от одной валюты, преимущественно доллара США, и опирается на централизованную финансовую инфраструктуру, что в некоторой степени угрожает ее стабильности. Постоянные дисбалансы в торговле и счетах текущих операций, высокий и непрерывно растущий государственный долг, а также волатильность потоков капитала и обменных курсов – все эти факторы указывают на то, что МВФС нуждается в реформировании.
На текущий момент система в первую очередь отвечает интересам развитых стран, поэтому необходимо построить открытую, инклюзивную и справедливую МВФС, которая могла бы принести пользу экономике всех государств БРИКС. Но для выполнения задачи нужно устранить один из главных недостатков действующей инфраструктуры трансграничных расчетов – отсутствие конкуренции. Когда все решения принимает один централизованный орган, прозрачность и подотчетность его действий в значительной мере ограничены. При этом страны БРИКС не только несут серьезные транзакционные издержки, но и рискуют быть исключенными из системы.
Другой предпосылкой к реформированию МВФС выступает то обстоятельство, что современные информационные технологии уже позволяют обходиться без единой мировой валюты. Если раньше стороны международных расчетов не имели возможности общаться друг с другом в режиме реального времени, то теперь они могут эффективно рассчитывать все основные товарные и валютные пары в онлайн-режиме. Кроме того, отказу от использования мировой валюты также способствуют другие технологические достижения, например P2P-биржи для обмена криптоактивами.
К преобразованиям в МВФС подталкивает и сбой рыночного механизма, который можно наблюдать по динамике трансграничных инвестиционных потоков. Высокая концентрация инвестиционной инфраструктуры и доминирование долларовых инструментов приводят к нерациональному распределению капитала за счет развивающихся стран.
В результате львиную долю суверенных валютных резервов по-прежнему составляют одна-две валюты: в 2023 году 59% приходилось на доллар США и 20% – на евро. Этот перекос внутри МВФС усугубляется. В то же время развивающимся странам не хватает ресурсов для достижения целей устойчивого развития, а решения о выделении такой помощи нередко принимаются исходя из политических соображений. Несправедливость сложившейся ситуации – еще один довод в пользу реформирования МВФС.
Наряду с фундаментальными изъянами МВФС, из-за которых она не отвечает требованиям времени, у нее есть и конкретные технические ограничения, затрудняющие сотрудничество между странами. Например, в инфраструктуре трансграничных платежей много банков-корреспондентов, которые выступают посредниками, поэтому скорость расчетов зависит от графика их работы и нормативных требований, действующих в конкретных странах. В результате платежи осуществляются медленно, а поскольку в расчетах широко используются доминирующие валюты, усиливается зависимость участников системы от денежно-кредитной политики стран-эмитентов.
Не свои деньги
За последние годы сеть банков корреспондентов значительно сократилась и частично переместилась из США и Европы в другие части мира, из-за чего цепочки транзакций стали более длинными и затратными. Это негативно влияет на трансграничную торговлю стран БРИКС и денежные переводы, а также торговлю важными сырьевыми товарами.
Аналогичные проблемы существуют и в сфере обмена финансовыми сообщениями. Банки по-прежнему обмениваются информацией в основном через систему трансграничных корреспондентских расчетов, которую поддерживает организация SWIFT. Эта система регулируется с помощью централизованной законодательной базы и опирается на устаревшие технологии. Сама SWIFT утверждает, что 89% трансграничных платежей совершаются в течение часа, но опыт стран БРИКС показывает, что задержки в системе все еще велики. Кроме того, операции расчетов весьма затратны, а структура ценообразования непрозрачна.
Устоявшаяся модель МВФС оказывает колоссальный сетевой эффект, так что внедрить альтернативную систему будет непросто: ее придется интегрировать в чрезвычайно сложную сеть международных банков и регулирующих органов. Задача осложняется тем, что развитие альтернативных моделей сдерживается экстратерриториальными ограничениями: они касаются даже тех транзакций, которые проводятся между неамериканскими контрагентами без использования доллара и финансовой инфраструктуры США. Таким образом, монополия одной организации наносит ущерб развивающимся странам, поскольку высокие транзакционные издержки отрицательно влияют на их чистый доход.
Немаловажным негативным фактором выступает и громоздкость МВФС, обусловленная преобладающей ролью финансовой инфраструктуры США и Великобритании. Такое положение дел приводит к росту издержек и нерациональному распределению ресурсов, поскольку внутренние рынки капитала не достигают достаточной глубины, а ликвидность направляется на доминирующие финансовые рынки, особенно в периоды высокой волатильности. Поэтому развивающиеся страны, в том числе входящие в БРИКС, не могут в полной мере использовать преимущества глобализации, такие как увеличение притока иностранного капитала.
Это выражается еще и в том, что инвесторы из самих развивающихся стран предпочитают вкладывать средства в развитые страны. Данная тенденция, вероятно, объясняется чрезмерной централизацией МВФС: чтобы выйти на рынок капитала в развивающейся стране, приходится направлять вложения через существующие инвестиционные центры, такие как Лондон или Нью-Йорк. Благодаря наличию прямых связей гораздо проще вкладывать капитал в развитые государства, чем искать схему для распределения инвестиционных потоков между странами, не имеющими налаженных инвестиционных механизмов. А учитывая предвзятость «большой тройки» кредитных агентств из США, которые порой занижают рейтинги развивающихся стран, привлекать капитал последним становится еще сложнее.
Системное обновление
Неэффективность, длительность, а также дороговизна трансграничных платежей беспокоят участников МВФС не первый год. Вместе с тем они вынуждены использовать традиционные резервные валюты и устоявшуюся модель корреспондентских банков, поэтому у них попросту не осталось иных вариантов. Сильнее всего от этого обычно страдают страны с низким уровнем дохода: их финансовые ресурсы и так ограничены, а медлительность проведения и высокая затратность транзакций сокращают возможности этих государств в еще большей мере. В этих условиях создание альтернативы централизованной системе корреспондентских счетов при помощи новых технологий позволит странам БРИКС проводить расчеты быстрее, сделать операции прозрачнее и снизить взимаемые за них комиссии.
Аналогичным образом обстоят дела с трансграничными инвестициями: из-за доминирования развитых стран остальным приходится полагаться на устоявшиеся системы, которые порой не позволяют достигать целей развития. Капитал, который мог бы обеспечить решение этих задач, часто перетекает на развитые рынки, поскольку инвесторы ищут лучшей доходности, в то время как внутренние рынки капитала и реальный сектор пытаются набрать уверенную динамику самостоятельно. Разработав альтернативную, децентрализованную архитектуру, можно создать эффективные каналы инвестиций, чтобы увеличить потоки капитала между развивающимися странами. В итоге необходимо добиться более широкого международного признания новых институтов, и они будут дополнять существующие.
В аналитическом докладе, представленном на семинаре высокого уровня, по этому поводу сделано несколько выводов. Во-первых, необходимо реформировать Глобальную сеть финансовой безопасности: увеличить долю голосов развивающихся стран, которые наращивают свой экономический потенциал, и обеспечить более справедливое распределение долей в ряде международных финансовых организаций, включая МВФ и Всемирный банк. Во-вторых, нужно переоценить существующую альтернативную систему (несколько институтов БРИКС), чтобы она и впредь работала эффективно. И наконец, для обеспечения устойчивого роста надо найти баланс между долговыми и фондовыми рынками развивающихся стран или, вместо этого, между секторами «реальной экономики».
Чтобы соответствовать требованиям как текущих, так и будущих членов БРИКС, новая модель МВФС должна основываться на нескольких одинаково значимых принципах. Прежде всего необходимо надежно обеспечивать ее технологическую и юридическую безопасность, чтобы участники не беспокоились за свои активы и капитал. При этом решения в новой системе должны приниматься на основе взаимной зависимости: это позволит исключить доминирование той или иной стороны. К тому же всем участникам, безотносительно к уровню развития национальной экономики, необходимо предоставлять равный доступ к элементам МВФС, а у сторонних организаций не должно быть возможности каким-либо образом ограничивать сделки или влиять на их исполнение. Наконец, система должна быть независимой, устойчивой и адаптируемой к изменениям в экономической среде.
В соответствии с этими принципами могут быть разработаны основные компоненты будущей модели МВФС стран БРИКС. Во-первых, необходимо внедрить быстрый, дешевый, прозрачный и инклюзивный механизм трансграничных платежей, который сведет к минимуму препятствия в сфере торговли. Во-вторых, нужно создать целостную среду трансграничных инвестиций, которая обеспечит эффективное и устойчивое распределение капитала без опоры на единственную валюту. В-третьих, странам нужна суверенная резервная система с диверсифицированным портфелем валют, сырьевых товаров и других активов, защищенная от любого внешнего воздействия. В-четвертых, мировой экономике требуются механизмы стабилизации и развития, которые опираются на многосторонние банки развития и Глобальную сеть финансовой безопасности. Наконец, необходимо внедрять быстрые, экономически эффективные и защищенные способы расчетов, основанные на инновационных решениях, таких как цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ).
Безналичная независимость
Одной из практических задач, которые необходимо решить, являются международные расчеты физических лиц. Необходимо создать жизнеспособную альтернативу существующим механизмам, и одной из новых систем могут стать сервисы, использующие QR-коды вместо привычных пластиковых карт. Такие инструменты могли бы быть предназначены для того, чтобы иностранцы в РФ или граждане РФ за границей могли оплачивать покупки по QR-коду.
Для создания подобной системы потребуется решить ряд технических задач. Вероятно, нужно будет заменить терминалы оплаты, но это в решающей мере зависит от банков-эквайеров. В России у большинства из них есть терминалы, которые показывают QR-коды. Если терминалы в странах-партнерах такой возможности не имеют, то придется либо установить их, либо поступить проще, дав пользователям возможность показывать QR-код на экране смартфона.
Скорее всего необходимо будет обновить ПО терминалов, потому что сейчас в России многие банки применяют собственные QR-коды, а для взаимодействия с банками других стран потребуется стандартизация. На форуме FINOPOLIS состоялась оживленная дискуссия о том, должен ли в России быть универсальный QR-код или их может быть несколько. Три банка (Сбер, Т-Банк и Альфа-Банк) объединились в консорциум, чтобы разработать единый QR-код. В то же время ЦБ и ряд других организаций продвигают концепцию универсального QR-кода на основе НСПК.
На независимость подобной системы от международных платежных систем будет влиять то, каким способом банки и клиенты станут присоединяться к этому сервису. Если будут использоваться механизмы платежей по картам Visa и Mastercard, то эти компании могут ограничить транзакции, проводимые через нее. Так что лучше установить связь между банками не через карты, а напрямую, как в СБП. Такое решение значительно надежнее. При этом любая карта, будь то Visa, Mastercard, «Мир» или UnionPay, должна быть просто способом идентификации клиента.
Что касается взаимодействия банков, целесообразно наладить его с помощью системы передачи финансовых сообщений (СПФС). Она позволяет проводить транзакции между банками, невзирая на внешние ограничения. В дальнейшем для этого могут использоваться новые системы, основанные, например, на технологии распределенных реестров.
Для того чтобы подобный сервис работал успешно, нужно обеспечить эффективное взаимодействие не только банков и регулирующих органов России, но и аналогичных структур в других странах, где данная система будет применяться. Это касается и прочих механизмов, которые предлагается внедрить в странах БРИКС. Только действуя сообща, можно будет реализовать потенциал предложенных решений и гарантировать, что альтернативные механизмы сотрудничества будут применяться с пользой для всех.
Курс на валютное разнообразие
Уже отмечалось, что преобладающую роль в структуре мировых резервов по-прежнему играет доллар США. Однако интересы американского государства как эмитента этой валюты не всегда совпадают с интересами других участников МВФС, что ставит их в уязвимое положение. Страны стремятся не только максимально повышать доходность резервов, но и сводить к минимуму риск потерь, а также поддерживать приемлемый уровень ликвидности на случай кризиса.
Чтобы решать эти задачи, членам БРИКС необходимо диверсифицировать свои портфели резервов при помощи валют развивающихся государств. Но для этого нужно повышать их привлекательность как средства сбережения, внедряя соответствующие механизмы обеспечения ликвидности. Отказавшись от доминирующих валют, страны могут получить некоторые преимущества, например использовать накопления в национальных валютах членов БРИКС как источник дешевого финансирования и как дополнительный рычаг для поддержания желаемого валютного курса. В то же время скорее всего вырастут их транзакционные издержки, повысятся риски и возникнут трудности при проведении традиционных операций центральных банков. Иначе говоря, такой шаг потребует компромиссов с точки зрения затрат, ликвидности и безопасности. Тем не менее страны должны распределять свою иностранную валюту как можно более гибко, поскольку из-за инфляции даже такие надежные активы, как казначейские облигации США, чреваты убытками. Нельзя оставлять без внимания и риск заморозки активов: такая мера была принята в отношении международных резервов целого ряда стран, включая Россию, причем в последнем случае замороженная сумма оказалась беспрецедентной.
Членам БРИКС необходимо также развивать сеть глобальных коммерческих банков, которые могут проводить трансграничные платежи в национальных валютах. Эти организации будут обмениваться информацией с помощью альтернативных механизмов – собственных внутренних платежных систем обмена сообщениями. В таком случае им не придется выполнять требования, которые устанавливают зарубежные органы. Кроме того, нужно устанавливать прямые связи между центральными банками стран БРИКС, чтобы не бояться какого-либо внешнего давления. ЦБ могут проводить валютные взаимозачеты, позволяющие снизить транзакционные издержки. В рамках подобной модели коммерческие банки используют корреспондентскую сеть, связанную через центральный банк, поэтому ни один из них не может быть исключен из системы, так как это создаст ограничения для самого центрального банка.
Чтобы качественно повысить степень децентрализации МВФС, целесообразно внедрить DLT-решения или международную платформу трансграничных расчетов на основе современных технологий, которая позволяла бы обмениваться финансовыми сообщениями и проводить платежи при помощи токенов, обеспеченных национальными валютами, и цифровых валют центральных банков. Это будет означать устранение кредитного риска, сопровождающего традиционную модель, а также поможет значительно ускорить проведение операций и снизить затраты. Если половина всех трансграничных переводов будет осуществляться с использованием DLT-решений, то экономический эффект в сфере торговли между странами БРИКС может составить до 15 млрд долл. США в год. Еще одной мерой по реформированию МВФС может стать развертывание новой депозитарной системы, которая обеспечит учет ценных бумаг и связанные с ними расчеты. Россия предлагает создать электронную систему междепозитарного взаимодействия – платформу BRICS Clear. Для этого члены объединения заключат наднациональное соглашение и разработают ИТ-решение, которое позволит проводить транзакции между центральными депозитариями ценных бумаг (ЦДЦБ) или другими депозитарными учреждениями стран, входящих в БРИКС. Платформа даст им целый ряд дополнительных преимуществ, включая создание и развитие инвестиционных хабов на континентах государств-участников и независимую от влияния третьих лиц инфраструктуру. При этом страны сохранят национальные депозитарные системы, а инвесторы получат доступ к новым финансовым инструментам. Кроме того, будут снижены операционные риски при сверке остатков ценных бумаг в депозитарных системах.
Наконец, в рамках реформирования МВФС можно создать центры взаимной торговли сырьевыми товарами: зерном, нефтью, природным газом и золотом. Эта мера обеспечит независимое ценообразование и укрепит суверенитет экономик стран БРИКС. Примеры подобного сотрудничества уже существуют: члены объединения заключают двусторонние соглашения о торговле в национальных валютах. Например, Индия рассчитывается за нефть из ОАЭ в рупиях, а Россия и Китай совершают все больше сделок в рублях и юанях.
Если реализовать описанные решения, то любые учреждения, участвующие в системе, даже в условиях экстратерриториальных ограничений сохранят беспрепятственный доступ к своему внутреннему рынку. Тем не менее переход к расчетам в национальных валютах, разумеется, потребует тесного сотрудничества между всеми сторонами.
Источник: