Высшее образование не мешает мозгу стареть
Высшее образование не мешает мозгу стареть
3 мая 2021
У людей с высшим образованием объём мозга миниатюризируется с той же скоростью, что и у людей без высшего образования.
(Фото: SergeyNivens / Depositphotos)
Открыть в полном размере
‹
›
Есть много исследовательских работ, согласно которым у людей с высшим образованием мозг стареет медлительнее, чем у тех, кому высшего образования не досталось. Но в большинстве таковых работ мозг оценивают мгновенно (пусть и у огромного числа людей). При всем этом остаётся возможность, что за кадром остались какие-то причины, которые тоже могли бы воздействовать на состояние мозга, хотя подобные причины стараются отфильтровать статистическими способами. Не считая того, само старение обычно оценивают по состоянию памяти и остальных высших когнитивных функций: если человек в возрасте рассуждает лучше, чем его ровесники, означает, его мозг стареет не так стремительно, как у их.
Сотрудники Института Умео, Института Осло и ряда остальных научных центров Европы поступили по другому: они решили оценивать состояние мозга по его объёму. Понятно, что один из признаков старения – атрофия нервной ткани. Если сопоставить мозг юный и мозг старенькый, то 2-ой будет смотреться наиболее сжатым, наиболее усохшим. В исследовании участвовали наиболее 2000 добровольцев от 29 до 91 года. За ними следили 11 лет, временами сканируя мозг в магнитно-резонансном томографе.
Как и ожидалось, у наиболее юных людей объём мозга в различных его зонах был больше, чем у людей постарше. Связь меж уровнем образования и объёмом мозга была очень умеренной – другими словами у человека с высшим образованием мозг не непременно будет больше. Необходимо уточнить, что в тех вариантах, когда у человека с высшим образованием мозг оказывается объёмнее, чем у человека без высшего образования, то дело не непременно в том, что интеллектуальные усилия прирастили мозг – может быть, с наиболее объёмным мозгом образование просто легче получить. Но, повторим, корреляция меж размер мозга и уровнем образования была сравнимо слабенькой.
Но самое основное, что со временем у людей с высшим образованием мозг атрофировался с той же скоростью, что и у людей без высшего образования. Другими словами, если мы за признак старения возьмём объём мозга, то увидим, что высшее образование на старение мозга никак не влияет. Результаты исследовательских работ размещены в PNAS.
Как в таком случае быть с иными исследовательскими работами, в каких изучали память и высшие когнитивные функции стареющего мозга? Одно из разъяснений быть может в том, что «мозг с образованием» лучше обращается с теми ресурсами, что у него есть. Невзирая на уменьшающийся объём, он отлично употребляет то, что остаётся.
С иной стороны, когда мы говорим образование, то подразумеваем интенсивную интеллектуальную деятельность. Вправду, насыщенная интеллектуальная деятельность помогает противостоять различным деменциям и совершенно поддерживает мозг в рабочем состоянии. Но таковая деятельность обязана быть неизменной. Из того, что человек когда-то получил высшее образование, не непременно следует, что он и далее будет работать головой.
Разумеется, когда речь идёт о полезности высшего образования для мозга, необходимо учесть, открыло ли оно дорогу к интенсивной интеллектуальной работе либо же осталось просто рядовым фактом биографии.
Источник: