Уроки выживания села и сельской школы
Фото Pixabay.com
Число детей-сирот в Рф сократилось за год на 6,6% и составило на начало 2021 года 406 тыс., сказала вице-премьер РФ Татьяна Голикова на Совете по вопросцам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ. При всем этом, по данным вице-премьера, на 6% – до 37 тыс. – сократилась численность воспитанников детских домов, а на возмездную форму опеки в приемные семьи было передано практически 12 тыс. деток. Один из трендов по росту численности приемных семей в Рф социологи узрели в сельской местности, где приемная семья стала оплотом села и, на самом деле, гарантом его выживания.
Но малые села с популяцией до 500 человек в Рф исчезают. Поначалу равномерно миниатюризируется число обитателей населенного пт, а позже запирается школа как малокомплектная – если число учащихся в ней меньше 40. За крайние годы в стране в рамках оптимизации школьного образования было сокращено 30 тыс. учреждений среднего образования на селе. С учетом того, что приблизительно 60% сельских школ малокомплектные, почти все из их в небезопасном положении.
А с закрытием школы село приговорено. Его население за один сезон миниатюризируется в два-три раза. Люди разъезжаются по районным и областным центрам, при этом не только лишь семьи с детками.
Ведь школа в малом селе – основное «селообразующее» учреждение. С существованием школы соединено и существование местного клуба. Запирается школа – запирается клуб. А в Рф наиболее трети сельских дам в трудоспособном возрасте работают в сфере образования и здравоохранения. При всем этом работа в экономной сфере – более презентабельна не только лишь для дам, да и для почти всех мужчин-преподавателей, потому что дает размеренную занятость и заработную плату. Нередко в сельских школах работают педагогами сразу супруг и супруга, прибывшие туда опосля института.
Борьба за сохранение школы сейчас равнозначна борьбе за сохранение села и рабочих мест. На помощь таковой борьбе нежданно пришел институт приемных семей. Обитатели села берут на воспитание деток из детских домов, заполняя учениками пустующие классы. Время от времени управление школы прямо так и просит – «нам нужен один ученик в 4-ый класс и один – в седьмой». Либо же вопросцы усыновления дискуссируются на сельском сходе. В итоге где-то вышло так: в школе обучаются 35 мальчишек и девченок, из их 30 для местных обитателей – приемные, пятеро – родные. Хотя почаще приемные детки составляют третья часть от полного количества учеников.
В 2018–2021 годах мы изучали это явление в рамках проекта «Экономика усыновления как стратегия выживания малых сел» в республике Бурятия, в Брянской, Владимирской, Саратовской и Смоленской областях. Институт приемных семей оказался выгоден всем участникам. Правительство платит за пребывание в детском доме 1-го малыша до 600 тыс. руб. в год. При всем этом рассказов о счастливых детдомовских детях нам не встречалось. А у деток из приемных семей, в особенности когда опекуны относятся к приемным детям как к родным (так происходит в большинстве обследованных случаев), судьбы деток складываются благополучно.
Вещественный фактор доплат приемным родителям от страны, как проявили опросы, почаще всего оказывается не на первом месте. Общая сумма поддержки для семьи, взявшей 1-го малыша, зависимо от региона составляет около 15–17 тыс. руб. за месяц. При заработной плате сельских учителей в 30–40 тыс. руб. таковая выплата кажется значимой, но расходы на малыша – накормить, одеть, приобрести нужные вещи – не оставляют особенной способности «заработать». Хотя есть отдельные приемные предки, которые разглядывают взятого малыша только как источник дохода, но это быстрее исключение и завершаются такие истории практически постоянно грустно – их «промысел» прогорает, а детки ворачиваются в детский дом.
Благодаря федеральной мотивированной программке «Семья и детки» процент деток, помещенных в приемные семьи, с 2005 по 2015 год вырос с 2 до 24% от числа деток, оставшихся без попечения родителей. Это не только лишь позволило закрыть 10-ки детских домов, да и значительно понизило нагрузку на бюджеты регионов. Стоимость содержания малыша в приемной семье в 4–5 раз ниже, чем в детском учреждении.
Показательно, что главным препятствием для сотворения приемной семьи стал «квартирный вопросец». Органы опеки и попечительства разрешают взять малыша в семью лишь в этом случае, если на человека будет приходится не наименее 18 кв. м жилой площади. Потому большая часть приемных семей создается сельскими жителями с их личными домами в 50–100 кв.м. Тот же «квартирный вопросец» препятствует городским семьям заводить собственных деток. Но что будет через пару лет, когда детки возрастут?
Сегоднящая ситуация, когда для юных людей обычной моделью жизни сделалось опосля окончания школы уезжать в городка, в перспективе не оставляет деревням шанса на будущее. И пока сохранение школ только оттягивает момент расставания Рф с малыми селами.
Источник: