Ушёл на повышение: как сложилась судьба Zenden и силовиков, прессовавших компанию с многомиллиардными оборотами
Подделка документов, маски-шоу и другие «фокусы» сотрудников ФНС и СК СКР по Владимирской области — всё ради звёзд на погонах.
Налоговики и следователи душат институт франчайзинга в России. Вот уже пять лет отечественный производитель обуви компания Zenden Group пытается отбиться от претензий ФНС. Самому известному обувному ритейлу в России натёрли мозоль: обыски, маски-шоу, аресты счетов. В какой-то момент даже показалось — отбились. Всё-таки две победы в арбитраже. Но Следственный комитет РФ по Владимирской области продлил расследование по делу ООО «Дом одежды», которое входило в ГК Zenden. При этом силовики отчего-то не уведомили об этом компанию. Со временем стало понятно, что победы коммерсантов в судах лишь раззадорили силовиков и добавили энергии правоохранительной машине.
Сегодня за противостоянием ФНС, Следственного комитета и Zenden внимательно следят многие бизнесмены, ведь в любой момент их тоже могут наказать за «дробление». История, о которой пойдёт речь ниже, ставит под удар весь российский франчайзинг. Отсюда у неё такой широкий общественный резонанс.
Что такое Zenden?
Андрей Павлов — один из самых известных в России предпринимателей, основавший компанию с многомиллиардными оборотами. Речь идёт про обувной ритейл Zenden Group. На предприятиях Павлова трудятся тысячи семей. Даже при том, что из-за давления государства компании пришлось сократить более тысячи сотрудников, их и сейчас работает более 4 тысяч.
Президент группы Zenden Андрей Павлов. Автор фото https://career.hse.ru/
Попали в поле зрения ФНС
Как и многие другие цивилизованные коммерческие структуры, использующие модель франчайзинга, Zenden и «Дом одежды» стабильно работали на рынке. Но определенным налоговикам это показалось «дроблением». Причём ровно такой же франшизный бизнес других организаций ФНС отчего-то не замечает.
История с «дроблением» — настоящий налоговый хоррор. Одно из предприятий Zenden — ООО «Дом Одежды» обвинили в получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды. В ФНС посчитали, что у коммерческой структуры Павлова не было намерения заниматься реальной экономической деятельностью. По их мнению, вместо этого бизнесмен путём использования схемы «дробления бизнеса» включил в свою финансово-хозяйственную деятельность подконтрольные ИП. По версии фискальных органов руководители ООО «Дом одежды» сделали это, чтобы обогатиться за бюджетный счёт.
Телеграм-канал «Незыгарь» про давление силовиков на Zenden
Обратная сторона медали
Есть и другая сторона медали, получившая известность лишь сейчас, спустя пять лет. Популярные телеграм-каналы и СМИ вдруг заинтересовались налоговиком, которого зовут Владимир Александрович Шаурин. Этот человек был одним из инициаторов громкого процесса над Zenden и «Дом одежды».
«В феврале 2020 года, во Владимире, в ходе рассмотрения в Арбитражном суде Владимирской области дела № 11-15678/2019 компании Zenden налоговики в обоснование своей правовой позиции представили суду поддельный документ «Ответы банков (справка) об остатках денежных средств на счете (счетах) налогоплательщика», тем самым ввели суд в заблуждение, что в итоге стоило компании 870 миллионов рублей, а главный тогда налоговик Владимира Александр Шаурин получил вместо законного наказания за фальсификацию — повышение», — пишет телеграм-канал ВЧК ОГПУ.
Владимирский «важняк» — так местные журналисты называют Сергея Журихина. Фото: Марина Киселева
Налоговик Александр Шаурин действительно занимает сейчас другую должность — он начальник МИФНС №3 и является одним из кураторов крупнейших налогоплательщиков России.
Второй человек, сыгравший заметную роль в деле Zenden — на тот момент заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ по Владимирской области, подполковник юстиции Сергей Журихин. Это по его инициативе отправили в СИЗО руководителя ООО «Дом одежды» Галину Стушнову. К слову, Стушнова больше всех пострадала в истории с версией о «дроблении бизнеса». Во время расследования на неё оказывали беспрецедентное моральное и физическое давление. Пожилую женщину сажали в СИЗО в качестве подозреваемой, фактически принуждая подписать заявление о прекращении дела по не реабилитирующим основаниям.
Из интервью Сергея Журихина газете «Владимирские ведомости»
По сути коммерсантам предложили закрыть «уголовку» в обмен на подпись Стушновой о том, что «Дом одежды» погасил ущерб, который компания якобы нанесла государству. Сотрудники Zenden столкнулись с болью людей, пострадавших от незаконных действий силовиков СК и ФНС России. Хотя во многих своих публичных интервью и председатель СК РФ Александр Бастрыкин и руководитель управления учебной и воспитательной работы СК РФ Сергей Петров говорят о работе с кадрами, как об одном из важнейших направлений.
Но история Стушновой, как и ситуация с поддельным документом в суде — лишь один из эпизодов пятилетнего противостояния бизнеса и силовых структур. Те, кто внимательно следит за делом Zenden понимают, что компанию Павлова откровенно «прессует» и ФНС, и Следственный комитет РФ.
«А что, если это сговор между представителями ФНС и СК, где целенаправленно ведётся работа по давлению на компанию Zenden?» — недоумевает экспертное сообщество.
В телеграм-канале ВЧК-ОГПУ опубликованы документы, где зафиксированы грубейшие нарушения со стороны силовиков, на которые в Москве отчего-то закрывают глаза. Без вмешательства председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина и Генпрокурора Игоря Краснова здесь не обойтись. «Блокнот» уже направил в эти ведомства официальные запросы.
Борьба в судах
Вы удивитесь, но Павлову дважды удалось отбиться от претензий налоговиков в суде. Юристы Zenden Group в двух инстанциях оспорили налоговые доначисления на 867 млн рублей. Однако без серьезных потерь для Павлова эта схватка с ФНС не осталась.
Злоключения Zenden Group и ООО «Дом одежды» начались по итогам проверки за 2013–2015 годы, когда налоговая решила, что компания недоплатила налог на прибыль и НДС за счет вывода части выручки на «взаимозависимых и подконтрольных индивидуальных предпринимателей». Последние применяли льготные режимы налогообложения — единый налог на вмененный доход и упрощенную систему.
Телеграм-каналы описывают атаку силовиков на Zenden
В чём же заключаются претензии налогового органа в так называемом «дроблении бизнеса»?
«К нашему удивлению, и к удивлению всех обувных и одежных ритейлеров, которые пристально наблюдают за этим спором, суть проблемы сводится к тому, что часть из 315 наших оптовых покупателей, а именно 22 индивидуальных предпринимателя, признаны налоговый органом взаимозависимыми и подконтрольными ООО «Дом Одежды», — объясняет Андрей Павлов, — При этом основной аргумент – это использование единого торгового знака Zenden, хотя его использовали все наши оптовые покупатели, причём безвозмездно».
Пока шёл арбитражный процесс, компания выплатила все доначисленные налоги.
В сентябре 2020 года «Дом одежды» оспорила решение межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области от 2018 года о доначислении налогов на сумму более 592 млн руб. Суд удовлетворил требования компании, обязав ИФНС выплатить компании обратно 405 млн рублей доначисленного НДС и 187 млн рублей доначисленного налога на прибыль в виде штрафа и пени. В марте этого года апелляционная инстанция оставила это решение в силе. Однако 19 мая ИФНС подала кассационную жалобу и Арбитражный суд Волго-Вятского округа встал на строну фискальных органов.
Маски-шоу, обыски и СИЗО
В «гости» на предприятия Павлова силовики приходили несколько раз. Например, в августе этого года сотрудники налоговой службы и ОБЭП провели обыск в офисе Zenden в Великом Новгороде. А двумя месяцами ранее силовики изъяли документы в магазине Zenden на северо-западе Москвы. Тогда обыск проводился в рамках уголовного дела по ст. 199.2 УК РФ (уклонение от налогов) в отношении Галины Стушновой, бывшего гендиректора ООО «Дом одежды», одного из юридических лиц Zenden Group.
«Насколько я знаю, уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по ст. 199 УК РФ, — продолжает Андрей Павлов, — Исключение составляют случаи, когда обвиняемое лицо не имеет постоянного места жительства на территории РФ, когда невозможно достоверно установить его личность, а также когда обвиняемый нарушил ранее избранную меру пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда, чего не было в этом случае, поскольку Стушнова всю жизнь живёт во Владимире, имеет постоянную регистрацию, ей не предъявлялось обвинение и не избиралась мера пресечения и, соответственно, мера пресечения не нарушалась».
Вызволить Стушнову удалось только после вмешательства Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова. В настоящее время, по данным «Блокнота», пенсионерка находится под домашним арестом.
«В СИЗО у Галины Стушновой случилось резкое обострение хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, — говорит Павлов. — Она находилась там без теплой и сменной одежды, без еды и воды, под постоянным прессингом и угрозами отвезти её в «ковидную больницу». Для неё и для всех нас это был настоящий кошмар!»
Сегодня российские магазины завалены контрафактной продукцией
Вспоминает владелец Zenden Group и то, с каким остервенением проходили обыски в его структурах.
«Осмотр, выемка жестких дисков и документов в офисе компании обязательно сопровождалась выламыванием дверей, тумбочек, столов, шкафов, угрозами, — продолжает Павлов, — Примечательно, что всё это было организовано и проведено за рамками выездной проверки от 21 мая 2018 года, которую инициировали сотрудники УФНС по Владимирской области и МИФСН № 13 по Владимирской области. Они оформили всё под видом гласного оперативно-розыскного мероприятия и с участием сотрудников УВД по САО ГУ МВД России по городе Москве. Впоследствии в Арбитражном суде мы получили все документы, доказывающие незаконность этого мероприятия».
Среди прочих «прелестей» налогового спора, в который оказались втянуты структуры Zenden Group, и незаконная блокировка счетов, и незаконное списание денежных средств со счетов, которые практически останавливали хозяйственную деятельность компании, а также предоставление налоговым органом недостоверных документов в суд, чтобы отменить обеспечительные меры.
«Все эти действия силовики не объяснили до сегодняшнего дня, — говорит Павлов, — Странно и то, что в составе и объеме информации на жёстких дисках, изъятых в ООО «Дом одежды» и приобщённых к уголовному делу в качестве вещественных доказательств, произошли изменения».
Обувной ритейл сегодня
Рассуждая о том, что сегодня происходит на рынке обуви, Павлов не слишком оптимистичен. И дело даже не в том, что налоговики «выжали» из его любимого детища — Zenden Group — все ресурсы.
«Мне казалось, что с введением маркировки и онлайн-касс ситуация стабилизируется, — признаётся бизнесмен, — Но рынок обуви не стал «белым», а, напротив, ушёл «в тень». Поэтому несладко приходится не только Zenden, но и другим игрокам. К тому же, и в мире, и в стране сложилась непростая ситуация. Здесь комплекс проблем: логистика, пандемия, обилие фальсификата. Всё это, конечно, негативно влияет на развитие бизнеса».
Такую картину можно наблюдать во многих магазинах, торгующих контрафактом
По данным Павлова, сегодня в России более 24 тысяч магазинов торгуют только контрафактными кроссовками, если оценить все группы товаров народного потребления, то это сотни тысяч реально криминальных торговых точек.
«Происходит самое настоящее уничтожение реального рыночного российского бизнеса. Под красивые разговоры о поддержке МСП, и в целом российского бизнеса, производится зачистка рынка под иностранные транснациональные и под офшорные компании, а также под теневой рынок. А реальная борьба с теневым рынком напоминает поддавки», — уверен владелец Zenden.
Бизнес, да и общественность ошарашены позицией Следственного комитета.
«Вместо объективного расследования, которое показывает реальную независимость предпринимателей и фактически выдуманный сотрудниками ФНС «вменённый» ущерб; вместо реальной экономической оценки работы компании с контрагентами, демонстрирующей реальность деятельности и отсутствие ущерба, продолжается отработка по «притягиванию» компании. Хотя нарушения закона нет, есть обычные в деловой практике бизнес-процессы, — продолжает Павлов, — Так группе компаний с чистым доходом 1,8 млрд рублей вменяется получение дохода исключительно (или в своей массе благодаря) оптимизации налогов на «вымышленные» 592 млн рублей. Согласитесь, разница между 592 млн рублей и 1,8 млрд рублей существенна».
В юридической конструкции силовиков есть и такая «сказка»: Павлов сам ездил и управлял магазинами оптовиков.
По факту, с его слов, в 50% городов, где работают «подконтрольные» ИП, он в жизни не был, а в 90% городах не был в периоде проверки.
«Выходит, что вместо объективного и независимого расследования, силовики выполняют просьбу ФНС и выбивают необходимые им показания, чтобы закрепить преступный налоговый акт в суде, и фактически украсть деньги у компании. А обществу всё преподнесли, как цепочку криминальных деяний, нанёсших многомиллиардный ущерб бизнесу и бюджету. И все это под соусом под названием забота о государстве», — заключает Павлов.
Не смотря на довольно мрачное положение дел и на рынке, и в компании, герой этого материала и не думает сдаваться. В конце ноября Андрей Павлов и команда его юристов планируют подать документы в Верховный суд России, чтобы поставить точку в споре с налоговиками.
Отдельно стоит отметить, что все шесть лет, пока Павлов борется с налоговиками, он много раз лично выступал с инициативами по ограничению использования льготных режимов налогообложения, чтобы повысить конкурентоспособность торговли легальным товаром. Он верил, что это поможет искоренить контрафакт в отрасли и будет способствовать борьбе с дроблением, как способом нечестной и незаконной конкуренции.
Удивительно, что при всех явных должностных преступлениях Владимирское УФСБ и Генпрокуратура до сих пор не проявила никакого интереса к делу Zenden. Хотя Игорь Краснов несколько раз публично говорил о том, чтобы ужесточить наказание для «кошмарящих» бизнес силовиков.
Справка «Блокнот-Россия»:
Zenden Group основана Андреем Павловым в 1997 году. Компания занимается производством обуви и управляет розничными сетями Zenden, Thomas Munz и Mascotte. В орбите группы около 350 магазинов в 120 городах.
Виталий Папилкин
Источник: