Узбекистан сдвигает упор на собственного производителя
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев решил уменьшить импорт. Фото с веб-сайта www.president.uz
В Узбекистане воспретили муниципальную закупку 526 видов привезенных из других стран продуктов. Соответственное постановление принял кабинет министров республики. Данная мера ориентирована на поддержку собственного производителя. Аналогичное решение принято и в Казахстане. По воззрению профессионалов, Узбекистану будет легче приспособиться к новеньким правилам, так как во времена Ислама Каримова республика жила в критериях ограничения импорта. Данные решения плохо отразятся на общей центральноазиатской кооперации.
В Узбекистане в запрещенный перечень вошли легковые авто, кондюки, холодильники, телеки, медикаменты, также продовольственные продукты, в числе которых шоколад, мясо, молочная продукция и остальные продукты и услуги. Но если весьма охото ввезти нелегальный продукт, то импортер должен подать заявку, что ввезенный продукт владеет иными качествами по сопоставлению с российским. Правительство в течение 42 дней даст ответ.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев считает, что это принужденная мера, через которую узбекские власти пробуют поддержать местного производителя. Но неувязка в том, что возможность таковой поддержки не у всех схожа. «Узбекистан длительное время жил в таковой экономической модели и довольно интенсивно диверсифицировал свою экономику. Большая часть продуктов, которые входят в перечень госзакупки, делается в республике. Другое дело – свойство продуктов и их ценовая позиция не постоянно соответствуют аналогичному импорта. Но в Узбекистане хотя бы есть возможность все это создать», – произнес «НГ» Александр Князев.
Экономика Казахстана, по его оценке, наименее диверсифицирована и в основном зависима от импорта. «Что бы ни гласил президент Токаев, по почти всем товарным позициям нереально в одночасье организовать у себя создание каких-либо промышленных продуктов. К примеру, тех же канцелярских принадлежностей для аппарата правительства», – отметил эксперт. В любом случае, по его словам, элемент изолированности экономик не содействует тем действиям региональной кооперации, которые и без этого никак не развивались. «Таковая мера быть может короткосрочной, так как даже в Узбекистане с его диверсифицированной экономикой зависимость от импорта будет по почти всем позициям сохраняться», – считает Князев.
Директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев произнес «НГ», что в Узбекистане в критериях пандемии за крайний год отмечено понижение внешнеторгового баланса на13,2%. Правительство отыскивает пути выхода из кризиса и выбирает поддержку российских производителей. Конкретно они отчисляют налоги и делают рабочие места.
«В рамках экспортно направленной модели роста, которую узбекское правительство реализует с 2017 года, другими словами с приходом к власти Шавката Мирзиёева, данное решение не меняет планов по созданию новейших производств, нацеленных на экспорт. С иной стороны, экспортно направленное развитие не отменяет попыток формирования импортозамещающих производств, понижение зависимости экономики страны от импорта. Если поглядеть на перечень нелегальных к ввозу продуктов, то можно узреть, что они не являются сверхтехнологичной продукцией», – произнес Эргашев. По словам профессионала, правительство в непростой период пандемии и экономического кризиса не хочет растрачивать экономные средства на импорт. При всем этом речь не идет о запрете импорта как такого. Речь о том, что правительство структурирует свои госзакупки, свои экономные расходы на закупку тех либо других видов продукции. «Любая страна и каждое правительство должны поддерживать собственных производителей, стараться меньше импортировать и больше экспортировать. Потому неважно какая война в мире – это война за рынки сбыта», – отметил эксперт.
Ранее Казахстан заявлял о поддержке малого и среднего бизнеса при отказе от субсидирования импорта. На деньках президент Касым-Жомарт Токаев подверг критике правительство за недочеты в работе по повышению толики местного содержания в закупках. Ситуация сложилась таковым образом, что, с одной стороны, Казахстан развивает собственное создание, но, с иной – субсидирует больше зарубежное, чем казахстанское.
Что все-таки касается регионального сотрудничества в Центральной Азии, то, по воззрению Эргашева, оно никогда не было и не будет легким. На 1-ый план будут выходить определенные столкновения интересов Казахстана и Узбекистана в тех либо других сферах либо нишах общего рынка. «Две страны официально заявили о собственных ценностях экономической политики, заключающейся в активной промышленной политике и проведении форсированной индустриализации. Но лишь через два-три года можно будет гласить о результатах. У каждой страны есть свои достоинства. У Казахстана это до этого всего платежеспособный спрос, который пока в рамках ресурсного развития не работает на то, чтоб провоцировать внутренних производителей. У Узбекистана в наличии суровый рынок рабочей силы с достаточно применимыми ценами на услуги инфраструктуры. Все это дает возможность создавать промышленные производства. Но у Узбекистана – свои препядствия, касающиеся низкого платежеспособного спроса снутри страны, что не провоцирует выпуск сверхтехнологичной продукции. Как достоинства будут реализованы, как проблемные зоны будут купированы, покажет время», – произнес эксперт.
Источник: