За объединение электросетей заплатят пользователи
Фото pixabay.com
«Общество потребителей энергии», объединяющее энергоемкие компании, обратилось в Минэкономразвития с просьбой инициировать проведение оценки регулирующего действия проекта постановления правительства о консолидации объектов электросетевого хозяйства. Документ содержит положения, которые могут привести к доп расходам энергопотребителей, отмечают в ассоциации. Минэнерго, разработавшее проект, проигнорировало ранее изготовленные властями поручения, считают в «Обществе потребителей энергии».
Объединение разрозненных распределительных сетей предусмотрена Стратегией развития электросетевого комплекса Рф, принятой в 2013 году. Очень огромное количество территориальных сетевых организаций (ТСО), согласно положениям Стратегии, приводит к усилению рисков в отношении работы электросетевого комплекса и неоптимальному распределению ресурсов, связанных с его эксплуатацией, поддержанием и развитием, также к дестабилизирующему действию на тарифную систему. Предполагается, что объединение повысит эффективность эксплуатации и управления ТСО.
На первом шаге методом введения квалификационных критериев для ТСО их количество было сокращено с наиболее 3 тыс. до наиболее 1,5 тыс. На втором шаге, рассчитанном до 2030 года, количество ТСО сократится приблизительно до 800 сетевых организаций. Это обязано произойти, согласно положениям Стратегии, под действием экономических стимулов с внедрением инструментов сравнительного анализа издержек и усилением требований к качеству и надежности при тарифном регулировании, которые дозволят выявить неконкурентные ТСО.
Документ допускает проведение консолидации на базе хоть какой наиболее действенной компании. Основным претендентом на скупку активов числятся «Россети», которые уже контролируют три четверти распредсетей в стране. До сего времени «Россети» через свои дочерние и зависимые общества скупали независящие ТСО за счет своей прибыли. Госкомпания дает включать такие издержки в инвестпрограммы и соответственно в тариф.
Таковой подход вызвал сопротивление со стороны энергопотребителей, опасающихся, что он приведет к росту тарифов. По их воззрению, объединение нужно проводить за счет возникающей в ее процессе экономии, что разумно следует из Стратегии развития электросетевого комплекса. «Экономия расходов и другие выгоды, возникающие вследствие объединения активов под одним управлением и увеличения надежности энергоснабжения потребителей, должны позволять, как минимум, окупить расходы на соответственное слияние и при всем этом понизить расходы общества на инфраструктуру в предстоящем. В неприятном случае объединение не имеет смысла», — заявляли в «Обществе потребителей энергии».
Нет единства по этому вопросцу и в органах власти. К примеру, в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) отмечали: включение издержек на объединение в инвестпрограммы и их учет в тарифах может привести к повторному учету уже изготовленных инвестиций на создание приобретаемых активов и многократному включению в тарифы неограниченных средств на приобретение ТСО. О этом говорится в прошлогоднем письме (копия есть в «НГ») управляющего ФАС Игоря Артемьева региональным органам власти в области тарифного регулирования, которое так и озаглавлено: «О невозможности учета в нужной валовой выручке территориальных сетевых организаций издержек на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства». В антимонопольном ведомстве давали проводить объединение за счет собственных средств регулируемых организаций, к примеру, допэмиссии. В итоге обсуждений на уровне управления правительства в прошедшем году была подчеркнута недопустимость роста тарифов в итоге консолидации.
В конце концов, не так давно Минэнерго вынесло на обсуждение проект постановления правительства по вопросцам консолидации электросетевых активов. В документе прямо допускается возможность не только лишь включения издержек на объединение в инвестпрограммы и тарифы, да и итогового роста одноставочного котлового тарифа сверх пределов, определяемых регулятором. Такое допущение изготовлено для случаев приобретения «объектов электросетевого хозяйства, ранее не учитываемых при установлении регулируемых тарифов на услуги по передаче электроэнергии». Идет речь о сетях, лишенных либо не имевших статуса ТСО (к примеру, садоводческих, огороднических и дачных объединений). Как докладывал «Предприниматель» (15.06.20), в Минэнерго заверили, что «тарифы для потребителей необязательно возрастут», поэтому что «быть может произведена корректировка (перераспределение) выручки снутри «котла» меж ТСО, учтен рост полезного отпуска, также произведены другие корректировки». Это не отменяет факта: в проекте прямо прописана возможность роста тарифов сверх устанавливаемой государством планки.
«Предложения Минэнерго по консолидации сетей ведут к росту тарифов для потребителей электроэнергии. Ведомство игнорирует сразу и запрет на превышение сетевых тарифов над предельными прогнозными значениями, и протокольные правительственные поручения, и принципы консолидации, определенные Стратегией развития электросетевого комплекса, — отмечает начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации «Общество потребителей энергии» Валерий Жихарев. — Ранее при рассмотрении данной инициативы в правительстве были даны поручения не допустить рост тарифов, а в качестве источника компенсации издержек на объединение найти экономию от сокращения операционных расходов. Соблюдение этих ограничений было бы довольно, чтоб не допустить рост расходов потребителей и дозволить понизить платежи за электроэнергию».
Источник: