Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа
Верующий Льюис и атеист Фрейд спорят о боге. Кадр из фильма
В российский прокат выходит фильм режиссера Мэтта Брауна «По Фрейду» – экранизация пьесы Марка Ст. Джермейна, в свою очередь, написанной по мотивам книги Армана Николи, и фантазия, подкрепленная реальными фактами биографий «отца психоанализа» Зигмунда Фрейда и автора «Хроник Нарнии», писателя Клайва С. Льюиса. Главные роли в этой разговорной и очень многословной истории сыграли Энтони Хопкинс и Мэттью Гуд.
Основное действие картины разворачивается 3 сентября 1939 года в Лондоне, то есть через два дня после вторжения армии Гитлера в Польшу и в день, когда Великобритания официально вступила в войну с Германией. В своем доме уже неизлечимо больной, но еще весьма бодрый Фрейд (Хопкинс) ждет встречи с молодым профессором из Оксфорда – им оказывается прибывший с опозданием из-за задержек поездов, на которых из города эвакуируют детей, писатель Клайв С. Льюис (Гуд). Начав с обсуждения одной из книг последнего, герои переходят к философской дискуссии – атеист Фрейд спорит с верующим Льюисом о боге, и беседа эта местами напоминает сеанс психоанализа (в оригинале фильм так и называется – «Последний сеанс Фрейда»).
Оба вспоминают детство, отношения с родителями и религией, Первую мировую, оставившую глубочайшую травму и сильнейший страх у Льюиса, и тот момент, когда Фрейд получил, уже на закате карьеры и жизни, литературную премию – за выдающийся слог и стиль, которым были написаны его работы. За окном то и дело звучат сирены воздушной тревоги и гудят моторы самолетов, по радио, прерывая трансляцию выступления оркестра, передают обращения премьер-министра и короля. Дочь Фрейда, Анна (Лив Лиза Фрис) – главная ученица и последовательница своего отца – убегает читать лекции, а сам он, мучаясь от боли, никак не может дозвониться до врача и найти лекарства. В аптечке – разве что красная таблетка яда, хранящаяся на случай, если станет совсем невыносимо. Оба собеседника, конечно, останутся при своем – даже несмотря на веские аргументы с обеих сторон. Через три недели после этой встречи Фрейд покончит с собой, а Льюис во время войны приютит в загородном доме тех самых эвакуированных детей – и они вдохновят его на «Хроники Нарнии».
По сути, бессюжетное кино, замкнутое в пространстве одного дома с редкими «вылазками» в основном во флешбэки, целиком и полностью строится на философском и терапевтическом разговоре двух главных героев. Они при этом не статичны – в беспорядочном, хаотичном, мучительном перемещении Фрейда по дому, в его поиске покоя, избавления от боли, удобного положения на кушетке, во всем этом движении без конкретной цели и сконцентрировано все действие. И тут стоит отметить мастерство актеров, прежде всего Энтони Хопкинса, играющего хозяина и, следовательно, ведущего. Его игра не суетлива, несмотря на все описанное выше, а мельтешение персонажа не раздражает. У Мэттью Гуда образ не менее сложный. Полный сил, ироничный, с блуждающей по лицу иногда искренней, иногда слегка снисходительной улыбкой, он вместе с тем оказывается носителем травм, и детских, и более свежих, военных. Оказавшись по тревоге в подвале церкви, Льюис переживает настоящую паническую атаку – а Фрейд ловко купирует ее, и этот мимолетный эпизод сближает обоих и говорит многое о каждом из них.
В действительности Зигмунд Фрейд и Клайв С. Льюис не встречались – это художественный вымысел, подкрепленный достоверной информацией о том, что накануне своей смерти ученый и впрямь принимал у себя в гостях некоего молодого оксфордского профессора. Выбор предполагаемого собеседника интересен и разницей взглядов героев – их диалог в реальности мог бы получиться столь же страстным, захватывающим и достойным стать основой для пьесы, фильма и книги – и тем, что у них оказывается немало общего, запрятанного в потаенных уголках памяти. Основная тема – вечный спор о боге – не уводит историю в занудные теологические дебри, а позволяет раскрыть характеры. В финале не может быть победителя и проигравшего, правого и ошибающегося – у каждого свой путь и свое утешение, без которого не прожить в мире сирен и бомбардировок.
Источник: