Златые Врата: от столицы к столице
В неких государствах была старая традиция сооружать при заезде в город Золотые ворота. 1-ые такие ворота были воздвигнуты в глубочайшей древности в Иерусалиме. Старейшие и единственные ворота Иерусалима, ведущие на Храмовую гору. В Книжке пророка Иезекииля мы читаем: «И произнес Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44:2).
Золотые врата Иерусалима несли внутри себя символико-богословский смысл, потому что через их в Иерусалим в воскресение перед Страстной неделькой въезжал на ишаке Иисус Христос, что обычно Православной Церковью понимается как предуказание будущей победы Спасателя над дьяволом через крестную погибель и воскресение.
Человек, стоящий к Золотым воротам лицом, замечает в их средней части двойную арку, обильно украшенную орнаментом. Это остатки подлинных ворот, которые некогда вели во внутреннее место города-крепости Элия Капитолина, построенного римлянами на развалинах еврейского Иерусалима, разрушенного в процессе Первой римско-иудейской войны. Некогда сходу за этими воротами начиналась одна из центральных улиц города-крепости, проходившая с Востока на Запад.
По еврейской легенде, их государственный освободитель (Мессия) должен войти в город конкретно через эти ворота. Надеясь ему помешать и рассчитывая на законопослушность евреев, арабы уже в Средние века наглухо замуровали Золотые ворота, а снаружи устроили мусульманское кладбище (верховным иудейским священникам запрещено ступать на кладбищенскую землю): по еврейской традиции ни одна святыня, будь то храм либо пространство погребения, пусть и принадлежащая противнику, не быть может уничтожена. А кладбище в иудаизме, кроме всего остального, считается нечистым местом.
Христианские историки утверждали, что через эти ворота в Иерусалим вошел византийский правитель Ираклий опосля победы, одержанной над мусульманами.
Крестоносцы открывали эти ворота только в религиозных целях. В конце периода Крестоносцев мусульмане возвратились и продолжили править городом. Прямо до нынешнего денька Золотые ворота остаются замурованными. К ним прилегают почитаемая мусульманская святыня и исламская аудитория для исследования религии. Войти туда можно лишь через Храмовую гору.
Сегодняшние Золотые ворота в Иерусалиме (2-ое заглавие — Врата милосердия) в наше время являются одной из башен в восточной части системы фортификационных сооружений, построенных меж 1536 и 1539 годами по велению султана Сулеймана Прекрасного. Предназначение данной для нас фортификационной системы — защищать обитателей Иерусалима (как мусульман, так и «неправильных») от нашествий соседей — банд бедуинов. Отстраивая в XVI веке крепость вокруг Иерусалима, султан Сулейман отдал приказ заложить просвет под аркой Золотых ворот, превратив их в башню. Изготовлено это было из религиозных суждений: соорудив вокруг Иерусалима линию крепостных укреплений, Сулейман Прекрасный оставил 7 ворот для людей, входящих в город, и одни — для Бога.
Посещение Иерусалима хоть каким человеком — это его попытка скооперировать горизонталь земного, очень и очень вещественного существования с вертикалью души, неустанно идущей собственной дорогой к Высокому Сознанию, называемого Богом. Опыт этот постоянно положительный, поэтому что энергия «земного» Иерусалима настолько велика, чиста и многогранна, что в итоге любой начинает приближаться к собственному неподражаемому «небесному» Иерусалиму.
Константинополь
И неслучайно ворота, подобные иерусалимским, были построены в Константинополе. А началось все в пору сооружения величавого городка на берегах Босфора святым равноапостольным царем Константином в первой половине IV столетия от Рождества Христова. Золотые ворота стенок Константина — триумфальная арка, возведенная в 324-330 годах на последнем юго-западном (левом) фланге стенок городка Константина. Сначало они проектировались и строились как симбиоз триумфальной арки и крепостных ворот.
Золотые ворота. Константинополь.
Золотые ворота святого правителя представляли собой трехпролетную систему, фланкируемую 2-мя крыльями-башнями. Использовались они только в исключительных вариантах, в том числе во время триумфальных процессий. Иерусалимская правопреемственность основных ворот новоосвященного городка отразилась и в заглавии, которое подкреплялось позолотой по бронзовым створкам ворот, имевшим огромное количество мощных затратных барельефов-бляшек. Само сооружение было облицовано проконесским мрамором и также украшено барельефами и скульптурами.
Золотые ворота, Константинополь. Вид сзаду, из Семибашенного замка.
Опосля возведения стенок Феодосия роль сухопутных стенок Константинополя с их Золотыми воротами как фортификационных объектов резко понижается (крайние масштабные восстановительные работы проводились в 448 г.), а потом, с VI века, и совсем сходит на нет.
Невзирая на это, византийские власти продолжают поддерживать монумент в неплохом состоянии прямо до начала XIII века. К этому времени зафиксирован, в контексте всеобщего общественного регресса, отрыв от собственных исторических корней. Мародерство латинян, захвативших Константинополь в 1204 году и разрушительнейшее землетрясение 1206 года нанесли постройке неисправимый вред. Опосля освобождения городка в 1261 году ворота восстанавливаются. Над проезжей частью возникают мозаичные иконы: с фронта — Вознесение, а с тыла — Сошествие во ад, что соответствовало древней концепции «социум (город) — наружный мир». Остатки ворот были уничтожены землетрясением 1509 года, а строительный материал применен турками для собственных зданий.
Малые (Золотые) ворота.Были построены сначала V века. Размещены чуток севернее триумфальных Золотых ворот. Использовались для ежедневного проезда.
Как это ни грустно, в современном Константинополе не осталось ни одной триумфальной арки византийского периода (а их было довольно) не считая Porta Aurea — вторых Золотых ворот, которые включены в комплекс крепости Едикуле. Естественно, Золотые ворота не совершенно «триумфальная арка», они поближе (по собственной начальной идее) к Спасской башне Столичного Кремля — Это некоторый «праздничный заезд», но все-же довольно укрепленный.
Итак, вторыми Золотыми воротами Константинополя стала триумфальная арка, возведенная царем Феодосием Величавым (346-395) меж 388 и 391 годами в честь победы над узурпатором Максимом вне стенок Константина на via Egnatia. Ворота представляют собой традиционное сооружение этого типа: три просвета, перекрытые полуцилиндрическими сводами, завершались антаблементом и аттиком. На главном и заднем фасадах имелись по две колонны коринфского ордера из пестрого мрамора с зелеными прожилками. Они поддерживали 2-ой ярус арки — ее триумфальный венец в виде фриза, обхватывающего сооружение по периметру. Фриз на главном и заднем фасадах рассекался восемью малыми колоннами, по четыре на любом, такого же ордера и из такового же материала, что и на первом ярусе.
Малые колонны несли на для себя по три маленькие арки, которые, в свою очередь, поддерживали высшую часть сооружения. Значимость возведения триумфальных арок (ворот) всходит к глубочайшей древности. Они отделяли внутреннее место от наружного, социума, и делали охранно-очистительную функцию. С сиим и соединено установление на их изображений божеств, тотемных звериных и священных знаков.
Процессия у арки Феодосия I Величавого (379-395 гг.). Картина художника Antoine Helbert
На верхушке находились четыре львиные статуи — часть квадриги богини Кибелы, также скульптурная группа, изображающая богиню победы Нику, венчающую лавровым венком правителя Феодосия Величавого. На кладке стенок высечены христианские монограммы. Прохождение через арку, символизирующее очищение победоносного войска при его возвращении, было неотклонимым. Очищению подвергались и трофеи, в том числе и пленные. В 412 году арка была включена в стенку Феодосия в виде головного (триумфального) заезда в Константинополь на последнем левом фланге сухопутных стенок в югозападной части городка и стала частью наружной границы самого широкого района — Эксакиония.
Триумфальная арка Феодосия. Реконструкция
С правого и левого фасада к арке были пристроены башни, фланкирующие вход. Сама же арка была преобразована в крепостные ворота: установлены мощные створки, покрытые листовой золотой бронзой с затратными золотыми же бронзовыми барельефами.
Перед сооружением были возведены укрепленные пропилеи, соединяющиеся с наружным краем рва древесным мостом в два просвета, имеющего опору на полосы боевого парапета и проходящего через его арку. Пропилеи прикрывали переправу через 20-метровый заполненный водой ров (к 40-м годам V в.), а задний фасад Золотых ворот был соединен с кольцевым тыловым укреплением castrum rotondum, препятствующим проникновению противника в город в случае прорыва.
На левом и правом крыльях пропилей находились по 6 барельефов, расположенных по три в два яруса. На их были изображены последующие сюжеты: падение Фаэтона; спящий Адонис и Венера; казнь Прометея; Пегас с музой; Эндимон; Кадм. На других 6 — подвиги Геракла (но не все), в том числе Геракл с Цербером, Геракл, несущий 2-ух циклопов. Дальше за барельефами, также симметрично проездной арки пропилей, находились по одной статуе, стоявшие на базах из плинфы и блоков, облицованных мраморными плитами.
Триумфальная арка Феодосия. То, что от нее осталось
В новейшей доборной функции арка получила заглавие «Золотые ворота» по аналогии с Золотыми воротами в Иерусалиме, через которые вошел в город Отпрыск Божий, вроде бы перенимая их сакральную эстафету. Ворота раскрывались только для совершения триумфальных победоносных шествий, и эта церемония обязательно производилась в течение всего времени существования империи.
Исключением явилось перенесение 15 августа 944 года Нерукотворного Вида Иисуса Христа из Эдессы. На это событие стоит направить особенное внимание, ведь предстоящая судьба Золотых ворот в остальных столицах будет связана с сиим чудотворным образом Спасателя.
1-ое упоминание о Нерукотворном Виде встречается в сирийских письменных источниках IV века.
Предание повествует о том, как правитель Эдессы (сейчас г. Урфа, Турция) Авгарь V Уккама, будучи смертельно нездоровым, послал к Иисусу собственного художника, чтоб тот запечатлел изображение Спасателя. Сударь веровал в то, что, увидев это изображение, он оздоровеет. Но живописец так и не сумел изобразить Христа. Видя это, Иисус повелел принести Ему воду, умыл Свое лицо и отер его платом (убрусом), на котором сходу же отобразился Его лик. Этот плат Он передал художнику. Таковым образом, согласно этому преданию, и возникла 1-ая в истории икона Спасателя.
На Руси изображение Нерукотворного Спаса было понятно уже в X–XI веках. Древная из сохранившихся икон — Новгородский «Выручил Нерукотворный» — датируется 2-ой половиной XII века. Западное предание появилось также в глубочайшей древности. Согласно этому преданию, святая Вероника, потерявшая отпрыска при избиении малышей в Вифлееме, аккомпанировала Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной плат, чтоб Христос мог отереть с лица кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) и пот, и тотчас лик Иисуса отобразился на этом плате. Реликвия, называемая «Платом Вероники», хранится в истинное время в соборе Святого Петра в Риме. Отличительная изюминка изображения «Плата Вероники» — терновый венец на голове Спасателя.
Выручил Нерукотворный.(Новгородский) 2-ая половина XII в.Муниципальная Третьяковская галерея
Предстоящая судьба данной для нас величавой реликвии христианского мира запутана и неопределенна. А судьба ворот выслеживается наиболее верно. Наличие регионального геологического разлома фактически под сиим участком стенок Феодосия повлекло за собой наисильнейшие разрушения в итоге бессчетных землетрясений. В особенности очень ворота пострадали в 1206 году, во время господства латинян: вышло пространное обрушение левого фасада ворот и левой фланкирующей башни.
Разрушения были ликвидированы за счет строительного материала от стопроцентно разрушенной во время такого же землетрясения церкви Всех Святых. Позднее, опосля освобождения городка в 1261 году, византийские власти были обязаны, из-за обветшания сооружения и опасности обрушения во время землетрясений, отчасти заложить арки, сузив место проезда.
Крепость Едикуле («Семибашенный замок»)
Крепость Едикуле («Семибашенный замок») — именитая крепость в Стамбуле, построенная в 1458 году, скоро опосля взятия Константинополя.
В те времена тут был край городка, и как полагалось, на этом месте были ворота в город, которые окрестили «Золотые Ворота». По легенде, почти все завоеватели проходили через эти ворота и, уходя с выкупом, прибивали на ворота свои щита ( по легенде конкретно тут и Вещий Олег прибил собственный щит). Сами золотые ворота представляли собой триумфальную арку, которую потом замуровали.
Опосля того, как в город через ворота воравались османы, было принято решение укрепить эту часть городка, что и было изготовлено: за пару лет была построена крепость с семью башнями.
По мере прихода Константинополя в упадок ворота замуровывались и теряли собственный парадный лоск. Опосля того как в 1453 году Мехмед Фатих брал Константинополь, используя мощнейшую для тех пор артиллерию, он отдал приказ выстроить то, что на данный момент можно узреть, — крепость Едикуле. Целью строительства было не только лишь сконструировать мощнейший замок, который потом употреблялся как сокровищница и кутузка, да и не допустить того, чтоб в Константинополь возвратился новейший правитель, потому что было предсказано, что новейший правитель войдет в город не по другому как через Золотые ворота. Через год турки совершенно фактически замуровали вход, помня, что предание говорило: освободитель Константинополя войдет в город конкретно через Золотые ворота.
Киев
А воздвигнутые на Российской земле, в стольном граде Киеве Золотые ворота были копией Златых ворот Царьграда. Увенчанный храмом с золотой главой, парадный заезд в Константинополь приводил в экстаз почти всех путников, конкретно они и окрестили его Золотыми воротами. Следуя старой традиции, основной заезд в город украшался в особенности торжественно.
Свое заглавие киевские Золотые ворота, выполнявшие подобные функции, получили от константинопольских. Возможно, это было типичное соперничество с величавой Византийской империей. Российские князья также созидают золотые ворота, чтоб уподобить свои столицы Царьграду, повторяя при всем этом сакральное место Святого града Иерусалима.
При Ярославе Мудрейшем земля городка интенсивно разрасталась, что добивалось возведения новейших оборонительных укреплений. Строятся массивные валы с армированными древесными клетями, глубочайшие рвы. В «Повести временных лет» упоминается: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ
великый, у него же град сущность Златая врата <…> и посемь церковь на Золотыхъ воротехъ святыя Богородица Благовещенье».
Золотые ворота в Киеве — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси, воздвигнутых при Ярославе Мудрейшем и дошедших до наших дней. Город киевского князя Ярослава Мудрейшего окружали высочайшие земельные валы общей протяженностью 3,5 км.
Они проходили по сегодняшним улицам центральной части Киева. Золотые ворота были основным заездом в Киев. Золотые ворота князя Ярослава представляли собой огромную каменную башню с проездом, над которой высилась церковь Благовещения. Вначале Золотые ворота в Киеве называли также Величавыми; что касается наименования «Золотые», то оно обычно употреблялось для обозначения основных ворот почти всех городов, а именно Царьграда и Иерусалима. Вообщем, есть мировоззрение, что для декорации киевских Золотых ворот вправду применялось золото (точнее, золотая медь), которое покрывало их створки и церковный купол.
Золотые ворота были знатным, но топографически не весьма комфортным заездом в город. Так же неловко, ну и нерентабельно, было атаковать город с данной для нас стороны, потому нападающие, по легендам, ограничивались по отношению к Золотым воротам ритуальными действиями, ударяя в ворота клинком (польский князь Болеслав) либо саблей (половецкий хан Боняк). При осаде Киева Батыем силы захватчиков также были брошены на остальные участки.
Опосля татарского нашествия Золотые ворота равномерно разрушались, хотя и оставались несколько сот лет заездом в город. Зарубежные путники называли Золотые ворота «монументом прежнего величия», конкретно через эти ворота в 1648 году торжественно входили в Киев войска освободителя Богдана Хмельницкого (по последней мере, так утверждает традиция, хотя источники прямо о этом не упоминают) и известного магната князя Януша Радзивила.
В 1654 году руины Золотых ворот употреблял столичный гарнизон для сооружения новейших Золотых ворот Старокиевской крепости. Посреди XVIII века состояние Золотых ворот в Киеве сделалось очень небезопасным, и в 1755 году их засыпали, а рядом сделали новейший заезд. Остатки сооружения, возвышавшиеся над валом, разобрали и навечно запамятовали о нем. В конце XVII — начале XVIII века перед Золотыми воротами в Киеве в связи с реконструкцией фортификационных сооружений городка были построены земельные бастионы. Посреди XVIII века руины старых Золотых ворот были засыпаны землей.
Золотые ворота.Киев.Реконструкция.
И лишь опосля 200 лет долгого покоя Золотые ворота были обнаружены при раскопках некоторым Кондратием Лохвицким, археологом-любителем, которые он проводил в 1832 году.
При всем этом был не только лишь расчищен проезд, да и сняты остатки земельного вала, примыкавшего к сооружению с обеих сторон.В этот же год для восстановления Золотых ворот Были проведены работы по укреплению руин: на отдельных участках изготовлен ремонт старой кладки кирпичом, возведены контрфорсы, устроены железные связи, земля вокруг остатков монумента ограждена металлической сеткой. В таком виде Золотые ворота дошли до наших дней.
Золотые ворота.Киев. 1651г.
В 1970 году было принято решение возвести над старыми руинами Золотых ворот в Киеве павильон, который не только лишь защищал бы этот монумент от предстоящего разрушения, да и воссоздал его начальный вид. В 1972-1973 годах руины Золотых ворот подверглись кропотливому строительному и археологическому исследованию, во время которого был определен старый уровень проезда, рассчитаны начальные высоты арок, уточнены размеры и система валов и воротной башни, пространство и план надвратного храма. Своеобразие и оригинальность консервации руин Золотых ворот заключается в том, что новейшие конструкции павильона возведены независимо от старой кладки, которая сохранена стопроцентно (с кирпичными кладками и металлическими связями XIX в.) и доступна обзору со всех сторон.
Золотые ворота. Киев. 1911г.
Сделанный павильон -реконструкция Золотых ворот сейчас не только лишь защищает монумент от разрушения, но дает возможность «воскресить» античные руины, создать их наиболее понятными для широкого круга людей, показать во всей полноте величие этого восхитительного сооружения.
С 1982 года античные руины находятся посреди новейшего сооружения, которое является реконструкцией начального вида Золотых ворот.
Владимир
Владимирские Золотые ворота — редкий монумент российского военного зодчества времени возвышения Владимирского княжества при святом Андрее Боголюбском и роста стольного городка Владимира. В протяжении наиболее восьми веков, претерпев конфигурации и утраты собственных важных частей, они остаются сладкоречивым свидетельством расцвета, величия и благочестия Владимирской Руси XII века и броской строительной метафорой времени правления владимирского князя Андрея Боголюбского. Свидетельство о том, что значили Золотые ворота для князя Андрея, сохранила Ипатьевская летопись, приписав ему знаменательные слова, в каких видится осознаваемый современниками план о Золотых воротах: «Желаю создати церковь таку же, ака же ворота си Золота; да будет память всему Отечеству моему».
Золотые ворота.Владимир
Контекст данной для нас княжеской речи можно толковать по-разному. Но недозволено не увидеть тут головного — смысла, вложенного князем в стройку Золотых ворот: «память всему Отечеству моему», другими словами Киеву. Золотые ворота и остались памятью о державном княжении Андрея Боголюбского. Наследник киевского престола, отпрыск киевского Юрия Долгорукого, князь Андрей, в 1155 году «без отчей воли» покинул киевскую землю, чтоб возвратиться в свою Ростово-Суздальскую вотчину, на родину, где провел огромную часть жизни.
Вид Золотых ворот с Козлова вала
Здешняя боярская знать, стремившаяся обособиться от киевского, общерусского, воздействия, возлагала надежды отыскать в нем послушливого исполнителя собственной воли. Но Андрей Юрьевич не только лишь показал крутой характер «самовластца», да и распорядился властью совсем нежданно: оставив старенькые политические центры северо-восточной Руси — Ростов на дону и Суздаль, он при ступил к созданию новейшей столицы в городке «мизиньных» людей (т.е. не боярской знати, а ремесленников, торговцев и иных жителей посада) — Владимире.
Вид на Золотые ворота с ул. Дворянской
Золотые ворота (1164 год) врубались в западную линию городских валов, сооруженных в 1158-1164 годах княжескими градодельцами. Валы, примыкавшие с боков к массиву ворот, были рассыпаны в XVIII веке для устройства объездов; по углам ворот возникли круглые ложноготические башни с пристройками меж ними, свод ворот и церковь над ним тогда же были переложены. Но и сейчас ясно ощущаются начальные формы и величие архитектуры Золотых ворот.
Золотые ворота размещались в средней части западной оборонной стенки и являлись основным праздничным заездом в столичный город Владимир. Суровый и величавый вид ворот воплощал идею воинской славы Владимиро-Суздальского княжества и вкупе с тем видимо свидетельствовал о том, город находится под покровительством Богородицы: в высшей части ворот была воздвигнута церковь Положения риз Богоматери.
Одна из легенд ведает, что во время строительства свод Золотых ворот отчасти обвалился, погребя под собой 12 человек. Ни у кого не оставалось сомнения, что люди погибли. Андрей Боголюбский повелел принести Чудотворную икону и стал молиться Богоматери, прося о спасении рабочих. В итоге, люди под завалом остались живые, а князь отдал приказ выстроить на воротах маленькую церковь Положения риз Богородицы.
Вид на Золотые ворота со стороны Козлова вала
Снутри арки на огромных стальных петлях висели дубовые ворота, окованные золотым сплавом. Конкретно через эту арку въезжали в старый Владимир князья, праздничные процессии, знатные гости, негоцианты и обыденные горожане. Справа и слева к воротам примыкали высочайшие земельные валы. На данный момент их подменяют круглые башни. Их выстроили позже, когда решили убрать высочайшие земельные насыпи, мешавшие движению транспорта. Над аркой ворот помещена икона Спаса, а еще выше была построена церковь, украшенная золотой главой.
В Старой Руси к церквам и иконам относились с огромным почтением, потому, проходя через ворота, все мужчины должны были снимать шапки, демонстрируя таковым образом свое отношение к святыням. Охрана у ворот зорко следила за исполнением этого обычая, и задремавшему горожанину либо чужеземцу обязательно напоминали, что головной убор необходимо снять.
Но владимирские Золотые ворота были не только лишь украшением городка, они являлись массивным оборонительным сооружением, позволявшим защищать заезд во Владимир от нападавших противников. За всю историю городка никому так и не удалось взять их штурмом. В феврале 1238 года Золотые ворота выдержали штурм монгольских орд. Конкретно с запада, с равнинной стороны был ориентирован основной удар.
Горожане приготовились к обороне и упрятали все ценные реликвии на тот вариант, если враг всё же прорвётся. Задумка удалась: золочёные створки Золотых ворот не найдены до сего времени и официально внесены в реестры ЮНЕСКО как утраченные населением земли шедевры.Спасая драгоценные створки от хана Батыя, горожане, быстрее всего, утопили их в Клязьме.
Но как в реальности пострадали Золотые ворота при осаде Владимира, непонятно. Во всяком случае, уже в XV веке зданию потребовался серьезный ремонт.
Может быть, Золотые ворота затронул и ремонт, предпринятый опосля огромного городского пожара 1536 года, когда крепость ворачивал государев горододелец Истома Курчев. В 1641 году узнаваемый столичный зодчий Антипа Константинов составил смету на ремонт Золотых ворот, но сами работы состоялись еще позднее.
В 1761 году, свидетельство о Золотых воротах оставлено в «Топографическом описании провинциального городка Володимера и уездом»: «Церковь Положения Честныя Ризы Пресвятой Богородицы, что на Златых воротах каменная, строена купно с теми воротами так именуемыми Златыми… Оная по прошествии пары лет от нашествия безбожных иноплеменников опустев стояла без пения праздна почти все лета, но с 1687 года возобновлена». Понятно, что «возобновление» касалось быстрее не строительной, а богослужебной стороны — «пения», само же здание, исключая верхнюю нависающую площадку и кровли, оставалось старым.
Золотые ворота на старенькой открытке
Документы XIX века содержат данные о предстоящей истории Золотых ворот. В 1858 году, в год 700-летнего юбилея, ярко заблистала глава храма. В 1893 году здание Золотых ворот ремонтировалось снаружи: меняли и красили медянкой все крыши и желоба, меняли все оконные рамы и стекла, вычинивали белоснежный гранит цоколя, стенок, крылец, перемычек, врубали скобы, ставили стальные связи.
В XX веке Золотые ворота благополучно пережили время Штатской войны и воинствующего атеизма. Храм стал музеем. Во 2-ой половине ХХ века и начале новейшего тысячелетия Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В надвратной церкви размещается военно-историческая экспозиция.
Золотые ворота на старенькой открытке
Золотые ворота — один из 9 памятников владимиро-суздальского белокаменного зодчества XII — начала XIII века, сохранившихся до наших дней. Сооружение это потрясающее и узреть его стоит, естественно. Золотые ворота Киева и Владимира идентичны мыслью — это два массивных бастиона. Отличие же в том, что храм наверху киевского сооружения не предусматривался. И очередное отличие — такие городка, как Владимир, огораживались, в главном, валами, а в цивилизованном (на то время) мире — стенками.
Вид на Золотые ворота с улицы Большая Столичная в позапрошлом веке.
Любой из сохранившихся памятников наделен общими признаками одного стиля, одного среза историко-культурной эры, и при всем этом каждое здание глубоко своеобразно. Золотые ворота вкупе с иными монументами в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника внесены в перечень глобального наследства ЮНЕСКО.
Источник: prajt.livejournal.com
Источник: