«Зоя» коротко иллюстрирует учебник истории
Для актрисы Анастасии Мишиной это 1-ая роль в большенном кино. Кадр из кинофильма
Еще одна картина, снятая по заказу и при поддержке Русского военно-исторического общества, сотворена к 80-летней годовщине 1-го из самых узнаваемых подвигов времен Величавой Российскей. Молодая партизанка Зоя Космодемьянская геройски погибла под Москвой в 41-м, превратившись в знак стойкости народа перед лицом неприятеля. Режиссером «Зои» стал Максим Бриус, работающий в главном на телевидении, создателем сценария – Андрей Назаров, принимавший роль в написании «Танков» и «Собибора», главную роль сыграла Анастасия Мишина, для которой кинофильм стал дебютом в большенном кино.
21 июня 1941 года 18-летняя школьница Зоя отмечает выпускной и кружится в танце с одноклассником, собственной первой любовью. На последующий денек начинается война, юноша уходит на фронт – и не ворачивается, гибнет в 1-ые же деньки. Узнав о этом, женщина твердо решает идти вести войну. Немцы уже под Москвой, Сталин подписывает приказ о формировании диверсионных отрядов, Зоя записывается в партизаны и готовится к собственному первому заданию – оно же станет и крайним. Заброшенная в тыл неприятеля, она совместно с иными не наименее молодыми сослуживцами обязана спалить захваченные германцами деревни, таковым образом выгнав фашистов на грозный российский мороз. Успев выполнить только часть задания, женщина, уже потерявшая в перестрелках всю группу, попадает в плен – селяне-коллаборационисты, дезинформированные захватчиками и уверенные, что Москва уже пала, сдают ее германцам, которые пытками пробуют вышибить у Зои информацию о диверсионном плане СССР.
Создатели «Зои» придерживаются канона – снимают историю строго по учебнику, даже то, о чем выяснить нереально, воспроизводят конкретно так, как полагается. Выходит пресно, быстрее такой иллюстрацией, чем художественным произведением. «Зоя» застывает вне времени и вне жизни, невзирая на насыщенный внутренний трагизм. Понятно, что создатели данного кинофильма, беря во внимание госзаказ и госфинансирование, не стали бы подвергать сомнению, пусть и во имя искусства, официальную версию событий – но даже в «Википедии» статья о Зое Космодемьянской куда наиболее захватывающая, чем то, что показано на дисплее.
Сама героиня, как ни старается актриса Анастасия Мишина, корчась в беззвучном клике и бросая колющиеся, полные сразу ужаса и отваги взоры на германцев, выходит тем эмблемой, а не человеком. Другие персонажи не наименее трафаретные, им чертовски не хватает времени, места и сценария, чтоб развернуться. Вот, например, немцы, оккупировавшие деревню, – в большинстве собственном одичавшие животные, готовые растерзать партизанку, но есть посреди их и центральный персонаж, Зоммер (Вольфганг Черни), который в некий момент даже слезу пустит. Либо же селяне, на самом деле еще одна масса, от которой на несколько минут ради 1-го эпизода отделяются персонажи: Смирнова (Анна Уколова), чей дом – один из тех, что по заданию сожгла Зоя, громче всех радуется ее экзекуции предводитель Свиридов (Дмитрий Быковский-Ромашов), сдавший партизанку и заслуживший у германцев белоснежную отличительную повязку, вроде как и колеблется, но не противится, мальчик, воодушевленный Зоей, рвется совершить самоубийственный подвиг. Есть и товарищ-диверсант, который, попав в плен, трусит.
Все это укладывается в полтора часа экранного времени, так что разглядеть ничего и никого толком нереально – наброски людей и один нарисованный очень уже жирными мазками портрет героини, которая даже свою важнейшую речь с петлей на шейке – тот обращенный к столпившимся у виселицы людям призыв не сдаваться и лупить германцев – произносит как-то сокращенно, скомканно и под самые титры, как будто куда важнее запустить на дисплее строки, повествующие о предстоящей судьбе участников описываемых событий, и показать фото прототипов. Исключением нежданно (хотя, к огорчению, не так нежданно) оказывается фигура Сталина (Леван Мсхиладзе), который в «Зое» вдруг стает таким гуманным фаворитом страны, неуверенным, способным на сострадание, принужденным принимать решения, обрекающие люд на смерть, а позже молчком пускающим слезу – снимают со спины, но наверное – у могилы Зои Космодемьянской. Таковая вот древняя новенькая повестка: выиграли войну подвигами и слезами вождя, а люди – да просто масса.
Источник: