Чудо-машины родом из СССР
Загрузка…
В Ростовской области исследователи обнаружили давно забытый танк «Ладога», прозванный машиной ядерного апокалипсиса.
«МН» нашел еще несколько железных монстров, которые вполне могли бы стать «звездами» советской промышленности, но почему-то не стали…
Машина для президента
Машину ядерного апокалипсиса (танк «Ладога»), нашли в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области. Советский то ли танк, то ли БТР оказался постояльцем стоянки старой техники в местном парке.
Жители города уже несколько лет равнодушно проходили мимо этого чуда техники и даже не подозревали, что именно на этой машине в случае ядерной войны спасались бы первые лица государства.
Поговаривают, что в 80-е эта машина была оборудована специально для семьи президента Михаила Горбачева. Именно поэтому на «Ладоге» до сих пор сохранились вполне комфортабельные белые кресла и неплохое освещение.
Здесь была система очистки и увлажнения воздуха, оборудование жизнеобеспечения, средства связи и наблюдения, приборы измерения параметров загрязненной среды — все это было взято из космической области. Внутри танк апокалипсиса был абсолютно герметичен.
Специалисты говорят, что именно на «Ладоге» установили уникальный двигатель, который мог сам себя встряхивать и сбрасывать попавшую радиационную пыль. Это необходимое свойство работы на радиоактивно-зараженных участках.
Машину использовали в реальной жизни только один раз. В 1986 году в Чернобыле она входила в самую опасную и зараженную зону и проводила разведку прямо около реактора. Интересно, что люди, которые находились в салоне этого монстра, не получили даже минимальной дозы облучения.
Чуть позже на базе танка апокалипсиса была создана более продвинутая машина «Берлога», предназначенная для спасения высшего командного состава Минобороны в случае ядерной войны.
Нефтяные пожары тушил то ли танк, то ли самолет
Это сооружение называется пожарный танк «Ветерок», который был придуман в Румынии на базе советской техники. Авторы его явно хотели пошутить: «Ветерок» на самом деле мощнейший смерч, созданный для того, чтобы тушить самые мощные пожары.
Если смотреть на нижнюю часть, то это танк: каждый специалист узнает здесь платформу и шасси от Т-34. Если рассматривать «Ветерок» сверху, то это самолет: на базе танка закреплены два двигателя от истребителя МиГ-21.
Вместо башни на «Ветерке» установлена система пожаротушения. Над миговскими двигателями расположены шесть сопел для подачи воды. Вода разгоняется реактивными двигателями до страшной скорости, превращаясь в мелко распыленную громадную струю. Эта смесь из воды и пара вылетала из сопел и сметала любой огонь на своем пути. Еще бы: скорость выброса равнялась 1200 км в час.
Такой самолето-танковый «огнетушитель» должны были использовать для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах, когда огромный столб пламени вырывается в небо и ликвидировать его другими способами нет никакой возможности. Но использовался он только однажды.
В феврале 1991 года, уходя из Кувейта, иракские войска заминировали и подорвали около 700 нефтяных скважин. Пустыня практически полностью горела, и никто не мог остановить это бедствие.
Именно тогда на Ближнем Востоке появились «Ветерки». Пожарный танк со скоростью 5 км в час подъезжал к горящей скважине, на расстоянии 20 метров заводился реактивный двигатель, оператор включал подачу воды мощностью 800 литров в секунду. Газоводяная смесь попросту отрезала бьющий из земли фонтан нефти от пламени, не давая огню подпитки.
Сложность заключалась в том, что баков для воды на танке, естественно, не было. Поэтому в Кувейте на безопасном расстоянии от аварийной скважины выкапывался котлован нужного объема. Его поверхность выстилалась полимерными материалами.
Перед тушением пожара подобный бассейн заполнялся необходимым количеством жидкости, а пожарная машина должна была тянуть за собой рукава для забора воды. Это намного усложняло процесс тушения.
За три месяца «Ветерки» потушили только 10 скважин. Специалисты признали, что есть куда более простые и эффективные способы работы. В дальнейшем «Ветерки» можно было увидеть только на показательных выступлениях.
Самая большая в мире машина отправлена в утиль
Единственная в мире гигантская машина МАЗ-7907 с 24 ведущими колесами, 16 из которых были управляемые, разрабатывалась в СССР для пусковой установки ракетного комплекса «Целина».
В феврале 1980 года был издан приказ министра автомобильной промышленности СССР, в котором Минскому автозаводу предписывалось в кратчайшие сроки разработать колесный транспортер особо большой грузоподъемности. За короткое время нужно было сделать гигантскую машину, способную взять на раму груз массой 220 тонн, — такого еще никто не делал!
Машина имела в длину 32,2 м, в ширину — 6,8 м, а колеса в диаметре превышали 3 м. Испытания сначала проводились под Минском, затем на Байконуре. Увы, от гигантской стальной гусеницы пришлось отказаться. Оказалось, что в реальных условиях эксплуатации автомобиль был слишком тихоходен, обладал низкой проходимостью и очень тяжелой управляемостью.
Фактически МАЗ-7904 мог передвигаться лишь по твердым дорожным покрытиям и был абсолютно непригоден для эксплуатации вне их. Плюс к тому на момент, когда машина проходила испытания, уже шла разработка проекта «Целина-2», для которого и нужна была совершенно другая платформа. В итоге машину сняли с испытаний и отправили в один из ангаров Байконура. Там она и пребывала в забвении, пока в 2010 году новые хозяева Байконура не отправили ее в утиль.
Зато второй вариант гигантской платформы, который был похоронен после развала Советского Союза, до сих пор хранится в Минске. Он должен стать звездой музея колесной техники, который собираются открыть в столице Белоруссии.
Источник: