Филигрань из веревочки
Загрузка…
Поразительно, какие самобытные таланты встречаются у нас в России.
В Ижевске — городе оружейной славы — живет, например, простая женщина Вера Пушина, которая открыла миру удивительную красоту -джутовую филигрань. Она сама изобрела этот вид искусства и придумала ему название. Сегодня она рассказывает «МН» о своем творчестве…
ЖЕЛАНИЕ ЗАКУДРЯВИТЬ
— Вера, как правильно называется придуманный вами вид искусства?
— Этот способ рукоделия я назвала джутовой филигранью. Джутовая — потому что основной материал это джутовый (льняной) шпагат. Обычная хозяйственная веревочка. Она появилась у меня под рукой совершенно случайно!
А вот слово «филигрань» в названии моей техники возникло не случайно. У меня диплом ювелира по филиграни. Оканчивала в Пермском крае Кунгурский художественно-промышленный колледж — филиал Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Поэтому филигрань, эта прекрасная ювелирная техника, и повлияла на мое новое творчество. После окончания колледжа поработала ювелиром какое-то время, а после очень долго трудилась на ниве, далекой от творчества.
— Как же пришла идея этого вида искусства?
— Желание что-то создать, закрутить и закудрявить было со мной всегда. И вот пришло время, когда появилась возможность подумать и придумать. Попалась мне в руки веревочка, я ее покрутила, получилась петелька, потом интересный завиток.
Веревка вообще очень пластичная и упругая, напоминает проволоку. Придумала закрепить завитки клеем. На тот же клей приклеила получившийся элемент на пленку и увидела, что это все смахивает на филигранные элементы, но только довольно большие. Но я была несказанно рада этому открытию!
Бегала по дому, показывала своим домашним, что у меня получилось. А было-то всего два элементика: петелька и завитушка. После, успокоившись, я решила попробовать сделать композицию из элементов: набросав филигранный рисунок на листке, я поместила его в файл. Листок прекрасно там разместился, не сдвигался. А поверх файла можно было спокойно приклеивать веревочные завитки и петельки. С огромным удовольствием, склеивая между собой элементы из веревки, я собрала целую композицию! И это уже была для меня победа!
— В чем изюминка вашего изобретения?
— Дело в том, что джутовую филигрань можно рассматривать с расстояния, а ювелирную (из металлической скани) увидеть в деталях возможно лишь с очень близкого расстояния. Я поняла, что придумала технику, у которой будет перспектива!
В ювелирном деле при наборе рисунка все элементы скручиваются по отдельности, и из них собирается некий орнамент. Сначала элементики склеиваются между собой, а затем отправляются на пайку. И она уже скрепляет их навеки.
Я же взяла за основу только склеивание. И этого вполне достаточно для скрепления веревочных деталей. Точно так же, как и в филиграни, мои элементы создаются по отдельности, затем они соединяются между собой при помощи клея. Это позволяет делать всевозможные композиции — как плоскостные, так и объемные.
Вот поэтому я и назвала свою технику «филигрань джутовая», так как это не плетение, не вязание, а именно набор рисунка из отдельно созданных элементов. Джутовый шпагат и раньше применялся в рукоделии, но именно так использовать его начала первой я.
МАСТЕР-КЛАСС «АЖУРНОЕ ПЕРЫШКО»
— Вся эта история произошла со мной в конце 2011 года. А первые фото своих работ я выложила в интернет в начале 2012 года. Тогда же впервые поделилась с миром своим простым, но самым главным мастер-классом «Ажурное перышко», в котором рассказала по секрету всему свету, как все это делается. Честное слово, не ожидала такой бешеной реакции — техника разлетелась по всему миру. Меня заваливали вопросами.
Я сама начала творить с азартом: в процессе приходили новые идеи не только в плане выполняемых работ, но и в совершенствовании самой техники! С каждым разом сама удивлялась, насколько же продуктивный материал эта простая веревочка! Появились объемные работы: светильники, шкатулки, картины… А через некоторое время мне предложили издать книжку с мастер-классами. Она так и называется — «Джутовая филигрань», вышла в 2016 году.
— Ваши работы настолько красивые, что у вас, наверное, приобретают их люди известные, в том числе и звезды…
— У меня было несколько авторских выставок: в Ижевске, где я живу, в Музее-усадьбе им. П.И. Чайковского в Воткинске и в Чайковской художественной галерее. По местному телевидению прошло несколько сюжетов о моем творчестве.
Кроме того, в 2016 году я участвовала в передаче «Сам себе режиссер»: отправила ролик со своими работами, редакторам они понравились и меня пригласили на съемки. Я даже выиграла главный приз — телевизор! Кроме жюри по достоинству оценил мои работы и Алексей Лысенков. В знак благодарности я подарила ему и ребятам на память свои работы.
Так что моя джутовая сказка давно уже стала народной. Но пока я еще есть: дышу, пишу, творю-вытворяю и многих вдохновляю! А все последующие работы, выполненные другими мастерами в этой технике, так или иначе являются производными, и рукодельницы используют разработанные и придуманные мною элементы и способы креплений, а также мои мастер-классы.
КАЖДАЯ РАБОТА – ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТ!
— Чем инкрустируете ваши изделия? Какие кроме камней украшения добавляете?
— Если раньше, например, всевозможные камушки и стразы просто приклеивались поверх работы, то теперь я научилась применять способ каст и обычное красивое стеклышко стало вставкой, засверкало, как драгоценный камень, в изделии (точно так же, как для камня в ювелирке, делается кольцо вокруг него, которое его удерживает в изделии).
Просто каждый, кто делает свои работы, применяет мои разработки, но в своем ключе.
— Где берете материал для ваших произведений?
— Материал (шпагат) продается в любых хозяйственных магазинах, так что проблемы купить его нет.
— А сколько стоят ваши работы? Их ведь, наверное, приобретают и простые люди. Доступны ли по цене им ваши произведения искусства?
— Для меня мои работы как мои дети. Ведь каждая работа — это эксперимент! И никогда не знаешь, что же будет в конце… А если что-то мне в работе не нравится, я могу все разобрать и начать сначала, такова творческая составляющая этой деятельности.
На своих выставках иногда продаю какие-то небольшие работы, но очень редко. Честно говоря, поначалу вопросы о стоимости моих работ ставили меня в тупик: я ведь никогда ничем не торговала. А мои завитушки — это песенки моей души… Очень сложно оценить их…
Да, сейчас я, конечно, делаю работы на заказ, но довольно редко. В основном заказывают шкатулки, украшения… Несколько панно уехали на Дальний Восток. Недавно ажурная корона отправилась в Швейцарию. В друзьях и подписчиках люди со всего мира. За семь лет существования этой техники такое быстрое ее распространение меня, честно говоря, поражает до сих пор… И радует!
Источник: