МАСтер и КАтерина
Загрузка…
Наверное, немногие задумывались, а кто изготавливает маски?
Нет, не тот ширпотреб, что продается в магазинах, а настоящие произведения искусства сродни картинам, скульптуре. Что собой представляет мастер, создающий маски, кто он? Поговорим сегодня о масках и мастерах, их создающих.
Раньше изготовление масок было отдельной специальностью. К примеру, тот же цирюльник и стриг, и брил, и кровь отворял. Кузнец в деревнях вообще был универсалом: и коня подковать, и нож наточить, и зуб выдрать. А мастера-масочники всегда были сами по себе, даже существовала гильдия масочников, устав которой датирован 10 апреля 1436 года.
Труд их высоко ценился, умельцы были зажиточными людьми. Но не всегда для масочников и их работ все складывалось благоприятно. Так, в феврале 1797 года в Венеции отметили последний, как оказалось, в ее истории карнавал. Словно предчувствуя конец, праздновали с размахом. Этот карнавал стал самым роскошным и самым дорогим в истории города.
И тут Венецию завоевывает Наполеон. Карнавал и маски попадают под строжайший запрет. Бонапарт отменяет карнавалы и, как гласит предание, издает распоряжение все маски сжечь и закрыть мастерские по их изготовлению. Он опасался заговоров и покушений под прикрытием масок. И имел на то веские основания, потому как и до завоевания Венеции карнавальные веселья часто оборачивались кровавыми стычками и беспорядками в городе.
Традиция карнавала была возрождена лишь в 1979 году, и это событие стало сразу привлекать в город толпы туристов. Но это, увы, уже не тот карнавал — больше инсценировка и клоунада. Время настоящего карнавала в Венеции, к сожалению, ушло навсегда.
Это и многое другое я узнал от Катерины Плешковой из творческого союза «Маска» на выставке их арт-объектов «Игра в Венецию». Дуэт «Маска» — это МАСтер (Эдуард Плешков) и КАтерина (Екатерина Плешкова), влюбленные художники, как они себя называют, изготавливающие маски, точнее, арт-объекты, где эти самые маски занимают центральное место. Вот что об этом говорит сама Катерина:
— Мы более 20 лет изучали искусство маски, путешествовали по миру. Европа, Азия, Африка, Америка — везде мы находили маски и собрали собственную большую коллекцию. Мы изучали историю масок разных народов и техники их изготовления. И сделали одно замечательное открытие: основная задача маски — защищать! Да, маска защищает человека в прямом и переносном смысле. А когда человек защищен, он комфортнее себя чувствует, раскрепощается. Может оставаться самим собой, но может и затеять игру!
Тут замечу, кстати, про одну очень заинтересовавшую меня на выставке маску и историю, с ней связанную. Ее зовут Моретта — традиционная венецианская маска. Эту овальную маску из черного вельвета венецианские женщины носили во время посещения монастырей.
Она родилась во Франции и благодаря своей особенности подчеркивать красоту женских черт лица (так как не полностью его закрывала) моментально приобрела популярность в Венеции.
Самой любопытной и отличительной особенностью этой маски было то, что у нее не было подвязок, закрепляющих ее на лице. На внутренней стороне на уровне рта был приделан специальный деревянный штырек, который владелица зажимала зубами и именно таким образом удерживала маску. Поэтому, пока женщина была в маске, она вынуждена была молчать (какое полезное изобретение!), и из-за этого ее часто называют «молчаливой служанкой».
Но вернемся к художникам. На мой вопрос, с чего начинается маска, Эдуард отвечает:
— С Образа. И, как любое произведение искусства, с вдохновения. Источником вдохновения может послужить все что угодно: музыка, люди, их поступки, какие-то события.
— А бывают ли маски, которые не хочется делать?
— Пока еще не было. Я люблю свои персонажи.
— Изменится ли поведение нытика и зануды, если он примерит маску Джокера?
— Ну Джокеры тоже разные бывают, и немного зануды в том числе. Однако настроение после примерки точно улучшится. Хотя люди чаще выбирают маски, близкие их характеру и темпераменту, так что нытик скорее предпочтет маску Пьеро.
Работа над маской может длиться до восьми месяцев, к примеру, столько Мастер и Катерина делали работу-коллекцию Дель арте.
Хотел описать здесь работу над маской, да как это сделаешь? Это надо смотреть. Представьте себе работу скульптора, ваяющего что-то из гипса, потом художника, рисующего портрет, потом гримера, работающего с лицом актера, придающего маске неповторимые черты и шарм с помощью аксессуаров. Плюс к маске нужно оформление: холст ли, подставка, да то же яблоко, лежащее в нужном месте, то есть дизайн. Вот этим всем и занимается Эдуард Плешков со своей музой и помощницей Катериной.
— Еще никто не рассматривал маски так серьезно и глубоко. Маска — наша страсть, наши альфа и омега, — рассказывает Катерина. — Мы открываем новое направление современного искусства, во главе угла которого находится древнее, многогранное и многонациональное искусство маски! Часть наших работ — это арт-объекты: соединение маски-скульптуры, живописи, художественной фотографии и т. д.
Мы не просто создаем работы, мы разрабатываем оригинальные концепции, истории и проекты, которые привлекают современного зрителя и ценителей искусства. Сюжеты и технологии изготовления работ имеют глубокие корни. У каждого объекта своя увлекательная история.
Мы работаем в разных стилях и используем разные материалы и техники. Одна работа не похожа на другую. Отличительной чертой, своеобразной подписью творческого тандема МАСтер и КАтерина является шар, он присутствует на всех работах и олицетворяет то, что маска является неотъемлемой частью культуры разных народов нашей планеты. Это символ единения различных культур человечества. При этом мы — представители русской культуры и русского искусства. Нашему творчеству присущи эмоциональный размах, глубина чувств и неравнодушие!
Сегодня маски вроде бы не используются широко. В кино и театральных представлениях практически не задействованы, балов-маскарадов не проводится. Но, поверьте, безумно интересно побывать на выставках и встречах, которые организуют Мастер и Катерина (улавливаете созвучие с великим романом?).
Недавно они вернулись из Дагестана, где по приглашению Русского драматического театра принимали участие в праздновании Дня театра.
Маски всегда притягивали, манили людей. Есть в них своя магия! Поэтому, я думаю, такие мастера без работы не останутся.
МАСКИ НЕ СПАСЛИ ОТ НАКАЗАНИЯ
Преступники часто меняют внешность перед совершением своих злодеяний. И маски в таких случаях просто незаменимы. Вот только бывает, что и они не помогают, если вместо головы кочан капусты.
Мы подобрали несколько забавных эпизодов, когда маска не спасла злоумышленников.
Техас. Автозаправка. Врывается человек в маске с пистолетом и требует денег. Хозяин лавки, не будучи героем, молча передает ему выручку. Тут бы и уйти грабителю. Нет, он, чтобы отпраздновать успех, требует еще и упаковку пива. Продавец не соглашается, говоря, что деньги деньгами, но пиво не могу. Если тебе нет 21 года, а я дам тебе пиво, то мою лавочку закроют и штрафами замучают. Сообразительный грабитель лезет в карман и сует в лицо продавцу свои водительские права. Ну да, говорит продавец, вам есть 21 год, забирайте пиво. Вопрос: маску обязательно было натягивать?
Зеленоград. Лихие 90-е. На склад врываются люди в масках, оглушают сторожа и запирают его в подсобном помещении. Ну, казалось бы, все по плану. Как бы не так! Сторожа заперли в помещении, где был стационарный телефон. Он очухался и позвонил куда следует и куда не следует. Рассказал, что ограбили люди в масках зайчика, лисички, ежика и тому подобное. Вроде как информация ни о чем. Где ловить «зайчиков»? Вот, оказалось, не вопрос! Да на Ленинградском шоссе. Гангстеры почему-то не додумались, что маски после ограбления можно было бы и снять. Как вы думаете, вызывает ли подозрение «ежик» за рулем, а в салоне «зайчики» и «лисички»?
Австрия. В тюрьму к заключенному приходит посетитель в маске. «Ну дурдом! Что за дела?» — думаем мы в России. А это же дико толерантная европейская страна, и посетитель то ли дадаист, то ли альтруист, то ли бог знает кто, но маску ему снимать никак нельзя. Разумеется, вы догадались, кто из тюрьмы вышел в маске. Денег дали и попросили несколько лет посидеть человеку в маске. Хм… и зачем я объясняю смысл анекдота…
И что в итоге? Маска — хорошо, но без мозгов она, увы, не работает.
Источник: